16к20вф1 регулировка подшипников шпинделя

Содержание

Регулировка узлов резьбонарезных станков

При эксплуатации металлорежущего станка изнашиваются поверхности трущихся деталей, в результате возникают увеличенные зазоры в сопряженных парах и ухудшаются эксплуатационные характеристики станка. Восстановить работоспособность станка можно заменой, ремонтом изношенных деталей и регулировкой узлов и механизмов. Рассмотрим регулировку типовых узлов механизмов резьбонарезных станков, таких, например, как подшипниковые узлы (особенно шпинделей), винтовые, цепные, зубчатые и ременные передачи, фрикционные муфты и тормозы, направляющие, зажимные механизмы и др.

При регулировке узлов и механизмов станка следует избегать их излишней разборки, особенно таких узлов, которые обеспечивают высокую точность станка (например, шпиндельные узлы). Регулировку станка должен выполнять высококвалифицированный слесарь.

Регулировка шпиндельных узлов. На рис. 97 изображен шпиндельный узел токарно-винторезного станка модели 16К20. Передней опорой шпинделя служит конический двухрядный роликоподшипник 6 с малым углом конуса у внутреннего кольца и буртом на наружном кольце. Задний конец шпинделя опирается на конический однорядный роликоподшипник 2 с малым углом конуса и автоматическим устранением зазоров. К регулировке шпиндельных подшипников следует прибегать только в случае крайней необходимости, обязательно выполнив перед этим проверку узла на жесткость. Проверку производят с помощью динамометра и индикатора с ценой деления 1 мкм. Усилие от динамометра, направленное вертикально снизу вверх, передается шпинделю через фланец 7. Измерение перемещения шпинделя осуществляют индикатором, установленным на шпиндельную бабку и упирающимся наконечником во фланец шпинделя. Подшипниковый узел не подлежит регулировке, если смещение шпинделя на 1 мкм происходит при приложении нагрузки не менее 45—50 кгс. Если эта нагрузка значительно ниже, регулировка необходима. Регулировку переднего подшипника выполняют путем подшлифовывания полуколец 8, к которым внутреннее кольцо подшипника прижимается с помощью гайки 5 с контргайкой 4. Устранение радиального зазора в подшипнике происходит за счет деформаций внутреннего кольца подшипника при надвигании его на коническую шейку шпинделя.

Для того чтобы вынуть полукольца, необходимо снять с переднего конца шпинделя детали, прикрывающие полукольца, отвернуть гайки 4 и 5 и сдвинуть с места внутреннее кольцо подшипника. Зазоры в заднем подшипнике выбираются автоматически с помощью пружин 9, упирающихся в шайбу 3. Предварительное сжатие пружин осуществляют навинчиванием гайки 1 на резьбовой конец шпинделя. Гайка через стакан 10 смещает Внутреннее кольцо подшипника до упора в буртик, одновременно сжимая пружины. Регулировку подшипникового узла проверяют путем повторного нагружения шпинделя и измерения его смещения. При необходимости регулировку повторяют.


Рис. 97. Шпиндельный узел токарно-винторезного станка модели 16К20

На рис. 98 показан шпиндельный узел привода изделия резьбофрезерного станка модели 5Б63Г. Радиальными опорами шпинделя 12 служат подшипники скольжения 4 и 10. Осевые нагрузки воспринимают упорные шарикоподшипники 3 и 7. Подшипники скольжения имеют конусные внутренние поверхности, которыми они сопрягаются с шейками шпинделя. Зазор в сопряженных парах устраняют осевым перемещением подшипников скольжения.

Перемещение переднего подшипника производят вращением двух гаек 9 и 11, одну из которых завинчивают, а другую в это время освобождают. После регулировки подшипника обе гайки завинчивают.


Рис. 98. Шпиндельный узел привода изделия резьбофрезерного станка модели 5Б63Г

Регулировку заднего подшипника скольжения производят тоже с помощью двух гаек 2 и 5. При необходимости уменьшения зазора подшипника в сопряженной паре освобождают сначала гайку 2, а затем отвинчивают на требуемую величину гайку 5 на подшипнике. После этого вращением гайки 2 сдвигают подшипник вправо до упора гайки 5 в корпус 8. Гайкой 2 одновременно регулируют и силу затяжки упорных шарикоподшипников. После регулировки обе гайки фиксируют стопорными винтами 1 и 6.

Читайте также:  Кронштейн для тв на стену с регулировкой вниз вверх

Качество регулирования подшипников шпинделей проверяют по температуре нагрева подшипников при работе станка с максимальной частотой вращения шпинделя на холостом ходу. Быстрый нагрев подшипника указывает на чрезмерный натяг при регулировании.

Источник

Подшипники токарно-винторезного станка 16К20. Регулировка шпиндельного узла

Подшипники токарно-винторезного станка 16К20

Схема установки подшипников на токарно-винторезном станке 16к20

Схема установки подшипников токарно-винторезного станка 16к20

Перечень подшипников токарно-винторезного станка 16к20

Перечень подшипников токарно-винторезного станка 16к20

Шпиндельные подшипники для токарно-винторезного станка 16к20

Шпиндельные подшипники токарного станка 1К620 отрегулированы на заводе и не требуют дополнительного регулирования.

Однако в случае крайней необходимости потребитель может силами высококвалифицированных специалистов прибегнуть к регулированию шпиндельных опор.

Необходимость регулирования может возникнуть после замены подшипников и других ремонтных работ.

Перед регулированием необходимо проверить жесткость шпиндельного узла. Для этого на станине под фланцем шпинделя устанавливается домкрат с проверенным в лаборатории динамометром и через прокладку, предохраняющую шпиндель от повреждений, к его фланцу прилагается усилие, направленное вертикально снизу вверх.

Смещение шпинделя контролируется аттестованным индикатором с ценой деления не более 0,001 мм, устанавливаемым на шпиндельной бабке и касающимся своим измерительным наконечником верхней части фланца шпинделя. Отклонение шпинделя на 0,001 мм должно происходить при приложенном усилии не менее 45—50 кгс. Если величина нагрузки при смещении на 0,001 мм значительно ниже указанной, то пошипник необходимо регулировать.

Примечание. Шпиндельные подшипники заказом не регламентируются. Станки могут комплектоватся двумя типами передних шпиндельных подшипников:

1-й вариант комплекта шпиндельных подшипников (см.рис. 14) :

2-й вариант комплекта шпиндельных подшипников (см.рис. 97):

Регулировка шпиндельных узлов с подшипником №3182120

Шпиндельная бабка токарного станка 16к20 с подшипником № 3182120

Фото шпиндельной бабки токарно-винторезного станка 16к20

Подшипниковые опоры шпинделя (передний — роликовый двухрядный и задние — радиальные упорные подшипники) отрегулированы на заводе и не требуют никакой регулировки.

При ремонте регулировка подшипников производится следующим образом. Передний подшипник шпинделя регулируется гайкой 233 (рис. l4), расположенной внутри корпуса передней бабки, в следующем порядке: освобождают винт и поворачивают гайку в необходимую сторону. Поворотом этой гайки осуществляется осевое перемещение внутреннего кольца подшипника на конусной шейке шпинделя.

При повороте гайки вправо происходит натяжение внутреннего кольца подшипника на конусную шейку шпинделя. При этом кольцо деформируется, его наружный диаметр увеличивается, обеспечивая плотное прилегание всех роликов к поверхностям внутреннего и наружного колец подшипника, что уменьшает радиальный зазор в подшипнике. После регулировки вновь затягивают винт.

Регулирование осевого зазора радиальных упорных подшипников задней опоры шпинделя производится вне корпуса бабки гайкой через тепловой компенсатор. Натяг осуществляется поворотом гайки вправо на угол 18..20° до того, как в стыках между подшипниками и приставками будут выбраны зазоры. Наружные кольца устанавливаются вплотную до упора гайкой.

Регулировка шпиндельных узлов с подшипником №697920Л

Шпиндель токарного станка 16к20 с подшипником № 697920Л

На рис. 97 изображен шпиндельный узел токарно-винторезного станка 16К20. Передней опорой шпинделя служит конический двухрядный роликоподшипник 6 с малым углом конуса у внутреннего кольца и буртом на наружном кольце. Задний конец шпинделя опирается на конический однорядный роликоподшипник 2 с малым углом конуса и автоматическим устранением зазоров.

К регулировке шпиндельных подшипников следует прибегать только в случае крайней необходимости, обязательно выполнив перед этим проверку узла на жесткость. Проверку производят с помощью динамометра и индикатора с ценой деления 1 мкм. Усилие от динамометра, направленное вертикально снизу вверх, передается шпинделю через фланец 7. Измерение перемещения шпинделя осуществляют индикатором, установленным на шпиндельную бабку и упирающимся наконечником во фланец шпинделя. Подшипниковый узел не подлежит регулировке, если смещение шпинделя на 1 мкм происходит при приложении нагрузки не менее 45—50 кгс. Если эта нагрузка значительно ниже, регулировка необходима.

Регулировку переднего подшипника выполняют путем подшлифовывания полуколец 8, к которым внутреннее кольцо подшипника прижимается с помощью гайки 5 с контргайкой 4. Устранение радиального зазора в подшипнике происходит за счет деформаций внутреннего кольца подшипника при надвигании его на коническую шейку шпинделя. Для того чтобы вынуть полукольца, необходимо снять с переднего конца шпинделя детали, прикрывающие полукольца, отвернуть гайки 4 и 5 и сдвинуть с места внутреннее кольцо подшипника.

Читайте также:  Регулировка карбюратора триммера эхо своими руками

Зазоры в заднем подшипнике выбираются автоматически с помощью пружин 9, упирающихся в шайбу 3. Предварительное сжатие пружин осуществляют навинчиванием гайки 1 на резьбовой конец

Технические характеристики подшипника 3182120

Купить заводские подшипники, длительная работоспособность которой гарантирована производителем, с минимальными торговыми наценками можно у официальных представителей ЕПК (ориентировочная цена — около 6500 рублей, причем класс точности влияет на нее не сильно), неликвидную продукцию и подшипники с хранения можно купить в фирмах, расположенных в крупных промышленных центрах прошлого.

Импортные подшипники этого типоразмера имеют обозначение NN3020K (наличие буквы К в номере обязательно, так как она указывает на коническую посадку). В России наиболее распространена продукция следующих производителей — FAG, SKF, NACHI, IBC. Также, как и отечественные подшипники, импортные также широко реализуются из числа неликвидов, прежде всего, это продукция восточно-европейских производителей — URB (Румыния) и FLT (Польша), выпущенная и завезенная в страну еще во времена существования Союза. Под видом импортных могут продавать и китайские подшипники CX, SZPK, ZWZ и другие.

Размеры и характеристики подшипника 3182120 (NN3020K)

Схема подшипника 3182120

Фото подшипника 3182120

Технические характеристики подшипника 46216

Основной завод по выпуску радиально-упорных подшипников в нашей стране — саратовский завод ОАО «СПЗ». Здесь изготавливают следующие модификации этого типа: Т-46216Л, 4-46216Л, 6-46216Л, 46216Л (Т, 4, 6 — классы точности. Нулевая точность в номере не отображается). Также сборка этого типа осуществляется и в Самаре на СПЗ-4 (ориентировочную цену можно посмотреть здесь). Подшипники этого производителя значительно дешевле, но и похуже.

Размеры и характеристики подшипника 46216 (7216A):

Схема подшипника 46216

Фото подшипника 46216

Технические характеристики подшипника 697920Л

Подшипник № 697920Л подшипник является роликовым, радиально-упорным, коническим (или же такой тип еще именуют «с коническими роликами»), двухрядным, широкой серии. Отличительной особенностью является наличие борта на наружном кольце, который упрощает обработку посадочных отверстий в корпусе. Подшипники изготавливаются с заранее заданным осевым зазором. Широкое наружное кольцо и увеличенное поперечное сечение позволяет осуществлять монтаж без запрессовки. Разное количество роликов в рядах способствует гашению резонансной вибрации шпинделя. Подшипники выпускаются только высокой степени точности (2 и 4), с сепараторами из латуни, по ТУ 37.006.107: 2-697920Л1У и 4-697920Л1У.

Единственный производитель этого типа — Волжский подшипниковый завод (прежнее наименование — 15 ГПЗ), хотя формально производителем считается Самарский Завод Авиационных Подшипников, филиал в г. Волжский. Оба предприятия находятся в составе Европейской Подшипниковой Корпорации. Продажа подшипников осуществляется Торговым Домом ЕПК и дилерской сетью (купить подшипники у дилеров может быть выгоднее, чем в Торговом Доме, так как у них действует существенная скидка). Ориентировочная цена на качественное изделие с паспортами и действующей заводской гарантией составляет около 11500 за подшипник второго класса точности. Изделие 4-го класса стоит на 800 — 1000 рублей меньше. Помимо представителей ЕПК, подшипник массово продается в фирмах, которые занимаются неликвидной продукцией, а также замечены контрафактные подшипники этого типа, маркировка на которых явно подделана. Всю эту продукцию отличают цены, значительно ниже указанных.

Данный тип — один из немногих из серии 697000, который до сих пор очень широко используется в станках различного назначения на многих предприятиях страны.

Технические характеристики подшипника 697920

Схема подшипника 697920Л

Фото подшипника 697920Л

Технические характеристики подшипника № 17716

Подшипники этого типа выпускаются в настоящее время только на одном предприятии страны — ОАО «Завод Авиационных Подшипников», а точнее в его филиале при 15 ГПЗ в городе Волжский. Изготавливаются две модификации 2-17716 Л4 и 4-17716 Л4 (разница — в классе точности). Купить заводские подшипники по минимальным ценам можно только непосредственно у дилеров Европейской Подшипниковой Корпорации, к которой принадлежит завод-изготовитель, по цене около 6400 рублей (2 степень точности) и 5000 (4 степень точности), однако крайне проблематично. Стоит отметить, что этот тип прошлых годов выпуска можно приобрести значительно дешевле (они в изобилии есть на складах фирм, занимающихся выкупом неликвидных подшипников), но в таком случае гарантии их работоспособности никто не даст.

Размеры и характеристики подшипника 17716

Схема подшипника 17716

Фото подшипника 17716

Читайте также:  Бытовая водяная насосная станция регулировка реле холостого хода

Условные обозначения подшипников по ГОСТ 3189-89 и ГОСТ 520-2002

Российская система маркировки подшипников качения. Основное и дополнительное цифровое обозначение:

Условные обозначения подшипников

Расшифровка цифрового обозначения подшипника № 4-3182120:

Расшифровка обозначения всегда должна начинаеться с правой края маркировки:

— обозначение серии диаметров внешнего кольца совместно с седьмым знаком (3000100), обозначающим серию ширин (высот), определяет размерную серию (габарит) подшипника, ГОСТ 3478

— конструктивное исполнение подшипника по ГОСТ 3395. В нашем случае: (182000) Подшипник радиальный роликовый с короткими цилиндрическими, двухрядный с коническим отверстием 1:12, с бортами на внутреннем кольце, ГОСТ 7634

— Обозначение серии ширины (3000100). Совместно с третьим знаком, обозначающим серию диаметров, определяет размерную серию (габарит) подшипника.

Расшифровка цифрового обозначения подшипника № 2-697920Л:

— обозначение серии диаметров (6000900) внешнего кольца совместно с седьмым знаком, обозначающим серию ширин (высот), определяет размерную серию (габарит) подшипника.

— конструктивное исполнение подшипника по ГОСТ 3395. В нашем случае: (97000) Подшипник радиально-упорный роликовый конический, двухрядный с внутренним дистанционным кольцом, ГОСТ 6364

— Обозначение серии ширины (6000900). Определяет размерную серию (габарит) подшипника.

Упрощенная таблица классов точности подшипников

Современная система маркировки подшипников (ГОСТ 520-2002), принятая в нашей стране различает следующие классы точности (в порядке уменьшения допусков и повышения точности):

8, 7, 0, нормальный, 6X, 6, 5, 4, Т, 2

Подшипники более высоких классов точности 4, Т, и 2 могут стоить в разы дороже, чем более низких классов — 5, 6, 0.

Буквенные обозначения класса точности подшипников

Современные обозначения класса точности подшипников

Классы точности подшипников для шпинделей станков

Шпиндельные опоры качения

Наряду с обычными требованиями, предъявляемыми к подшипникам качения по критериям их работоспособности, к шпиндельным опорам качения предъявляют дополнительные требования по условиям работы шпиндельного узла и всего станка. К числу таких требований относятся высокая точность вращения, повышенные радиальные и осевые жесткости, незначительное выделение тепла и небольшие температурные деформации.

Высокую точность вращения шпиндельного узла достигают прежде всего при высокой точности изготовления подшипников качения. В табл. 11 приведены рекомендуемые классы точности подшипников для шпинделей станков.

Геометрические погрешности подшипников с точностными требованиями выше класса С должны быть в пределах 1—2 мкм, волнистость беговых дорожек колец 0,1—0,2 мкм, а разноразмерность и некруглость тел качения примерно 0,3 мкм. Биение ∆ конца шпинделя, ограниченное требованиями точности обработки, связано с биениями передней δА и задней δВ опор, если они направлены в разные стороны (рис. 20, а), простой геометрической зависимостью

Если при сборке шпиндельного узла в соответствии с техническими условиями гарантирована установка подшипников (за счет поворота одного из них в корпусе) таким образом, что биения их направлены в одну сторону (рис. 20, б), то это резко снижает биение конца шпинделя.

Выбор посадки подшипников качения оказывает большое влияние на точность вращения шпинделя, а также и на другие критерии работоспособности шпиндельного узла. С увеличением натяга ухудшается форма дорожек качения, но наряду с этим в еще большей мере происходит усреднение погрешностей подшипников. Усреднение погрешностей усиливается после устранения зазоров в подшипнике и при увеличении натяга до определенного значения, что. и предопределяет целесообразный выбор посадок.

Для шпинделей станков классов точности Н и П наружные и внутренние кольца радиально-упорных шарикоподшипников рекомендуется устанавливать по посадке П1п, а наружные кольца роликоподшипников типа 3182100 по посадке Н1п. В шпинделях прецизионных станков (классов точности В, А и С) желательно гарантировать натяг при посадке до 5 мкм.

Жесткость подшипников качения зависит главным образом от типа подшипника, его диаметра и величины предварительного натяга. Радиальная и осевая жесткости подшипников шпинделей наиболее распространенных типов приведены на рис. 21. На жесткость подшипников оказывают влияние погрешности изготовления. Неперпендикулярность торца кольца подшипника его оси может снизить осевую жесткость в 2—2,5 раза; повышенные зазоры в подшипнике существенно снижают как радиальную, так и осевую жесткость.

Предварительный натяг в подшипниках качения, используемых для опор шпинделей, необходим для повышения точности вращения и жесткости. Шариковые радиально-упорные и конические роликовые подшипники при сборке устанавливаются попарно с предварительным натягом.

Источник

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Настройки и регулировки