Автоматическая регулировка громкости звука

Основы электроакустики

Автоматическая регулировка громкости (АРГ) — до­вольно экзотическая функция, иногда вводимая в супергетеродинные приемники. Однако чаще АРГ осуществляется только в усилителях низкой частоты (УНЧ). Для этого в них вво­дится управляемый напряжением аттенюатор, на который подается выпрямленный сигнал с выхода усилителя. Если этот сигнал возрастает, то коэффициент передачи аттеню­атора уменьшается — это снижает колебания уровня вы­ходного сигнала. Такой способ нередко используется в магнитофонах и магнитолах для нормализации сигналов, поступающих с микрофона и других источников. Там такая система обычно называется АРУЗ — автоматическая регулировка уровня записи.

Схема автоматической регулировки громкости (АРГ) широ­ко используется в радио- и других связных приемниках для обеспечения относительно постоянного уровня громкости на вы­ходе независимо от уровня принимаемого сигнала. Выходной уровень громкости, поддерживаемый системой АРГ, устанавли­вается регулятором громкости. Когда приемник перестраивают со станции с высоким уровнем сигнала на удаленную станцию с низким уровнем сигнала, разность амплитуд поступающих сиг­налов будет автоматически выравниваться, так же, впрочем, как и в случае, если имеет место явление замирания сигнала. Си­стемы АРГ работают в широком диапазоне изменений уровней принимаемых сигналов, хотя при приеме очень мощных сигна­лов местной станции и очень слабых сигналов удаленной стан­ции диапазон корректирования этой системы может оказаться недостаточным.

Системы автоматической регулировки громкости обеспечи­вают уровень смещения для транзисторов в каскадах радиоча­стоты и ПЧ в зависимости от уровня поступающего сигнала. Поэтому при приеме мощного сигнала смещение автоматически изменяется и соответственно уменьшаются коэффициенты уси­ления каскадов усиления, корректируя тем самым уровень вы­ходного сигнала. Аналогично этому при приеме слабых сигна­лов смещение изменяется таким образом, что коэффициент усиления каскадов повышается, выравнивая тем самым низкий уровень сигнала..

Амплитудно-модулированный сигнал поступает в детектор через два индуктив­но связанных контура — входной (LiCi) и выходной (L2C2). Де­тектор АМ-сигналов работает так, как было описано выше. Диод выпрямляет радиочастотный сигнал, причем электроны протекают в направлении, показанном стрелкой; ток течет в об­ратном направлении. Конденсатор С3 отфильтровывает высоко­частотные составляющие однополярных импульсов тока, проте­кающих через диод, вследствие чего через резистор R2 проте­кает ток звуковой частоты. Звуковой сигнал через конденсатор С5 поступает на базу первого транзисторного усилителя звуковой сигнал.

Выделяемое на резисторе R2 отрицательное напряжение через резистор R, ответвляет­ся дчя использования схемой АРГ в качестве напряжения сме­щения Такое напряжение смещения не должно иметь состав­ляющих сигнала звуковых частот, поэтому резистор fli и кон­денсатор С4 образуют сглаживающий фильтр, подавляющий колебания звуковой частоты. Емкость конденсатора С4 должна быть достаточно велика для шунтирования составляющих звуковых частот.

Если для функционирования АРГ требуется напряжение смещения положительной полярности, то диод детектора, включается в обратном направлении, что изменяет в свою очередь направление движения электронов и полярность напряжения на резисторе R2. При настройке на мощную станцию образующееся при этом напряжение смеще­ния должно уменьшить коэффициент усиления каскадов. При этом следует учитывать, что если в каскаде усиления на радио­частоте и ПЧ используются я — р — n-транзисторы, то нормаль­ное напряжение смещения, подаваемое в цепь базы, должно быть положительным по отношению к эмиттеру; в случае же ис­пользования р-n-р-транзисторов на базу подается отрица­тельное напряжение относительно эмиттера. Поскольку умень­шение прямого напряжения смещения биполярного транзистора приводит к уменьшению его проводимости, для снижения коэф­фициента усиления в случае n — р-n-транзисторов регулирую­щее напряжение смещения, снимаемое с выхода АРГ, должно уменьшать прямое смещение базы транзистора, т. е. делать его менее положительным

Источник

Тема 13. Автоматические регуляторы уровня звука

(компрессоры и лимитеры)

Необходимость применения автоматических регуляторов уровня вызвана несколькими причинами.

Первая причина заключается в том, что при студийной работе звукорежиссеру невозможно мгновенно среагировать на резкое изменение уровня. Любой выступающий, если он не профессиональный диктор, обычно говорит или поет с большим перепадом уровня звука. Некоторые слова или фразы звучат слишком громко, а некоторые слишком тихо. В этом случае звукорежиссер должен постоянно держать ручку на фейдере, пытаясь отрегулировать уровень слишком громких и слишком тихих мест. Человек не может реагировать моментально на резкие пики громкости, поэтому регулировка часто бывает запоздалой. На помощь приходит автоматический регулятор уровня – компрессор.

Читайте также:  Аэрогриль с регулировкой скорости конвекции

Рассмотрим вторую важную причину, побуждающую нас активно применять компрессоры. Человеческое ухо способно воспринимать очень широкий динамический диапазон звука – от 0 дБ (порог слышимости) до 120 дБ (болевой порог). В свою очередь, современные передатчики FM-радиостанций и ТВ-станций способны передавать динамический диапазон звука в 50 дБ. Это достаточно хороший результат, но, учитывая условия прослушивания звука, такой диапазон является избыточным.

Представьте себе ситуацию прослушивания звука телепередачи в квартире. Вам уже известно, что фоновый шум в квартире достигает величины 35-40 дБ. Значит, самый тихий полезныйзвук должен превышать уровень 35 дБ. При диапазоне звука в 50дБ уровень самого громкого будет 35 + 50 = 85 дБ. А это уже очень громко. Ваши соседи сразу же начнут стучать в стены, да и вам с такой громкостью слушать будет некомфортно. Еще более сложная ситуация при прослушивании FM-радиостанции в автомобиле, так как шум в салоне автомобиля достигает 50 дБ.

Таким образом, становится очевидным, что для комфортного прослушивания необходимо сжатие (компрессия) уровней звукового сигнала, при которой уровень тихих звуков повышается, а громких – снижается. В практике вещания в телевидении передается динамический диапазон – приблизительно 30 дБ, а у FM- радиостанций (из расчета на автомобилистов) и того меньше – 15- 20 дБ. Вот эту задачу – задачу сжатия динамического диапазона звука решают специальные процессоры – компрессоры/лимитеры.

Из рисунка видно, что в диапазоне уровней от нуля до порога срабатывания динамический диапазон на входе и на выходе одинаковы ΔUвх= ΔUвых.Ratio=1:1 (режим усиления). После порога срабатывания прирост сигнала на входе больше, чем прирост сигнала на выходе ΔUвх >ΔUвых –возникает режим компрессии Ratio>1:1, к примеру Ratio=4:1.

Величина компрессии устанавливается регулятором «ratio» («соотношение»). Изменяется входной сигнал, и это вызывает изменение сигнала на выходе. Отношение компрессии 4:1 означает, что изменение уровня входного сигнала на 4 дБ вызовет изменение уровня выходного сигнала только на 1 дБ. На практике именно такое отношение применяется для большинства случаев, хотя иногда приходится устанавливать более высокие величины компрессионного отношения.

20:4=5 дБ. Таким образом, суммарный динамический диапазон равен 30+5=35 дБ.

Источник

15 лучших эквалайзеров для Windows 10

Пригодятся для профессионального улучшения звука, тонкой настройки акустической системы и создания различных звуковых окружений.

1. Realtek HD Audio Manager

Звуковые карты Realtek есть во многих моделях компьютеров. Обычно вместе с драйверами для этих аудиокарт устанавливается и Realtek HD Audio Manager — простой и доступный эквалайзер. Также производители ПК могут предоставлять эту программу в собственной оболочке.

Чтобы настроить звучание в Realtek HD Audio Manager, не потребуется специальных знаний. Можно не только задать соотношение высоких, средних и низких частот, но также включить функции подавления шумов и эха, работать с многопотоковым воспроизведением, имитировать различные звуковые атмосферы — от улицы до пустой комнаты.

Конечно, это приложение не подойдёт для профессиональной работы со звуком. Но с базовыми задачами оно справляется успешно.

2. Equalizer APO

Пожалуй, лучший эквалайзер для Windows 10. Проект с открытым исходным кодом позволит точно настроить звуковые параметры вашей системы — и узнать любимые треки с новой стороны.

В Equalizer APO вы сможете создавать различные акустические профили и применять их при необходимости. Приложение потребляет немного ресурсов, поэтому с ним комфортно работать даже на слабых ПК.

Простой логичный интерфейс Equalizer APO позволит быстро во всём разобраться даже новичку. Расположение модулей на экране можно настроить или же использовать готовые оболочки, созданные энтузиастами. Кроме того, в Equalizer APO есть возможность измерить параметры звука и увидеть их на графиках, а также создавать собственные фильтры и использовать VST‑плагины.

3. PC Equalizer

Эквалайзер с интуитивно понятным интерфейсом, в котором нет ничего лишнего. Он ориентирован на работу со статическими частотами и позволяет фильтровать звук в режиме реального времени.

Читайте также:  Регулировка рулевого редуктора газ 2410 видео

В PC Equalizer есть встроенные пресеты для различных задач и музыкальных жанров. Поддерживаются и эффекты вроде эха, задержки или реверберации.

Вы можете создавать и собственные конфигурации, а также связывать их с различными проигрывателями. Это удобно, если вы, например, слушаете музыку в старом‑добром Winamp, для фильмов используете Windows Media Player, а для сериалов с субтитрами — VLC Player.

4. Viper4Windows

Простой, логичный, но достаточно мощный эквалайзер, который разработал китайский энтузиаст и музыкант Эйфи Вонг.

Viper4Windows поддерживает режим реверберации. Также есть встроенный компрессор аудиосигнала — он позволяет сжать динамический диапазон композиции, уменьшить разницу между самым тихим и максимально громким звуком трека, выровнять его звучание.

В числе недостатков Viper4Windows разве что интерфейс: он понятный, но не слишком удобный. Но в целом эквалайзер заслуживает внимания и помогает быстро и точно настроить звук на ПК. Правда, у некоторых пользователей возникают сложности с установкой.

5. Breakaway Audio Enhancer

Профессиональный эквалайзер, который поддерживает цифровой ремастеринг в режиме реального времени. Он эмулирует в системе звуковую карту с широким набором возможностей. На слабых ПК потребление ресурсов при этом будет заметным, однако на выходе вы получите очень богатое и интересное звучание.

В Breakaway Audio Enhancer «из коробки» есть достаточно много пресетов, которые позволяют моделировать различные акустические картины. Поддерживается автоматическая регулировка громкости динамиков и спектральная балансировка.

В основе программы — современный динамический процессор. Он включает от 4 до 7 полос, способен делать срезы тысячи раз в секунду, интеллектуально повышать низкие уровни и управлять звуками высокой громкости в режиме реального времени. Минус у программы только один: настроить полосы вручную не получится.

6. FXSound 2

Лаконичный эквалайзер с симпатичным интерфейсом. Позволяет настраивать звук и применять конфигурации не только для проигрывателей, но и для браузеров, игр и других приложений. Таким образом, вы сможете слушать музыку на новом качественном уровне и добиться полного погружения в игровой процесс.

В FXSound 2 есть пресеты на все случаи жизни, а также готовые настроенные режимы, к примеру для наушников. Эффективность алгоритмов программы выше, чем у аналогов — особенно в части проработки басов.

В разработке — профессиональная версия. В ней обещают новую систему визуализации, поддержку до 20 полос, возможность ручной настройки эффектов и сохранения пресетов.

7. Pushtec EQ VST

Эквалайзер с оригинальным аналоговым интерфейсом. Несмотря на кажущуюся простоту, эту программу ценят профессионалы. Ведь она помогает сделать звук просто волшебным.

Переключатели эквалайзера плавно меняют положение, поэтому их можно настроить достаточно тонко. Инвертируйте нужный параметр в один клик — это часто ускоряет работу.

Из необычного здесь — набор эффектов. Например, есть режим радиообращения: ваш голос или трек будет звучать так, как будто вы слушаете его в динамиках радиоприёмника.

8. Voxengo Marvel GEQ

Мощный эквалайзер с широкими возможностями для творчества. Позволяет настраивать звучание каждой дорожки внутри трека или файла целиком, а также быстро сравнивать результаты с разными настройками. Каналы можно изменять, объединив их в группы, — это оценят профессионалы, которые работают с треками из десятков дорожек.

Voxengo Marvel GEQ поддерживает все частоты дискретизации, 64‑битный сигнал, многоканальные стереосистемы. В нём можно работать с маршрутизацией каналов, выполнять линейно‑фазовую фильтрацию и гибко настраивать звук формата 5.1.

Компенсированная задержка обработки составляет всего 9 мс. Также отметим простоту настройки интерфейса, поддержку различных цветовых схем и совместимость с широким набором аудиоредакторов.

9. Razer Surround

Эквалайзер для имитации объёмного звучания в наушниках. Он разрабатывался специально для геймеров, которые пользуются гарнитурами Razer.

Программа отлично справляется со звуком 7.1 и обеспечивает полное погружение в игру. Она не требует долгой настройки и специальных знаний. На выходе вы получаете точное позиционирование звука в игре и сможете слышать и товарищей по команде, и противников исключительно чётко.

10. a. o. m. tranQuilizr

Интересный эквалайзер, который особенно хорош для обработки низких частот — дорожек баса, бочки (барабана) и не только. Работает чисто, позволяет быстро настроить все нужные параметры звука, включает точные фильтры высоких и низких частот.

Читайте также:  Регулировка пластиковых дверей wds

В отличие от традиционных эквалайзеров, например ПО на базе билинейного преобразования, этот вариант не искажает звуковую кривую и не добавляет нежелательную окраску звука. По словам разработчиков, оригинальные алгоритмы a. o. m. tranQuilizr обеспечивают действительно прозрачный звук.

Программа поддерживает автоматическую компенсацию усиления и многоканальные системы, включает графические и линейные анализаторы двойного спектра. На выходе вы получаете отличный звук, чистый и богатый. Интерфейс эквалайзера очень нагляден: все нужные инструменты под рукой, а цветовая кривая помогает лучше воспринять сделанные изменения.

11. FabFilter Pro Q3

Эквалайзер для хирургической обработки звука — самый дорогой в подборке. Он подходит для профессионального мастеринга треков и включает уникальные фильтры, которые можно применять сразу или же минимально донастроить — в зависимости от ваших задач.

Эквалайзер позволяет задавать различные кривые для разных частот. Нулевая задержка обеспечивает максимальную прозрачность и точность, но вы можете переключиться и на линейный режим фазы с регулируемой задержкой.

Также вы найдёте здесь частотный анализатор, который работает в режиме реального времени. А новые диапазоны частот для настройки сможете создавать простым перетаскиванием кривой.

12. SLY‑Fi Axis EQ

Хороший эквалайзер для обработки партий синтезатора, бас‑гитары, а также вокала. Правда, здесь нет фильтров высоких и низких частот, но зато SLY‑Fi Axis EQ добавляет интересную сатурацию, и звук становится богаче и теплее.

Программа создавалась на основе оригинального аппаратного эквалайзера, выпущенного 45 лет назад, и уже обросла собственными возможностями. К примеру, сюда добавили регулятор сатурации, чтобы перегрузить настроенный операционный усилитель. В результате можно добиться очень насыщенного дисторшна и «жирного», очень характерного звука легендарного Sly‑Fi!

Помимо ступенчатого изменения параметров, здесь также есть режим UBK. В нём все регуляторы частоты и усиления можно настроить более точно.

13. Clariphonic DSP MKii

Простой на вид эквалайзер, но на самом деле он исключительно качественно обрабатывает вокал и инструменты, для которых нужно добавить прозрачности высоким частотам. Помогает создавать чистые миксы и отдельные дорожки, которые станут частью сложной композиции.

Программа позволит очень точно передать дух мягкого и выразительного аналогового звучания. Интерфейс необычный — срисован с одноимённого аппаратного эквалайзера.

В целом Clariphonic DSP MKii скорее дополняет набор ПО для профессиональной работы со звуком: вряд ли вы с его помощью сможете закрыть все задачи мастеринга. Но то, как он работает с голосом и гитарными партиями, заслуживает внимания профессиональных звукорежиссёров.

14. iZotope Ozone 9

Эквалайзер с аналоговым и цифровым режимами для профессионального мастеринга. Позволяет получить чистый звук практически без искажений. Удобен для групповой обработки треков, удаления гула, разделения инструментов в миксе в режиме реального времени.

Для обработки звука в iZotope Ozone 9 применяются технологии искусственного интеллекта. Режим Master Assistant позволяет создать в ваших треках современную или винтажную атмосферу, а также обеспечит нужную громкость для потоковой передачи аудио.

В iZotope Ozone 9 вы можете параллельно работать с различными файлами, задействовать VST- и AU‑плагины. Используйте эквалайзер сам по себе или же как подключаемый модуль для аудиоредакторов.

Также программа поддерживает всесторонний анализ звука. В ней можно увидеть 3D‑спектрограмму или стереофоническое звуковое поле, просмотреть историю громкости, воспользоваться анализатором спектра и другими профессиональными инструментами.

15. BX Digital V3

Едва ли не самый профессиональный вариант в подборке. От количества настроек и «крутилок» глаза разбегаются, и даже специалистам порой бывает непросто разобраться с первого раза. Но зато этот эквалайзер действительно позволяет сделать со звуком практически всё что угодно и работает с частотами до 40 кГц.

В свежей версии обновили динамический эквалайзер, добавили новые Q‑фильтры, а также шесть режекторных фильтров (по три на канал). В результате вы сможете работать со звуком с хирургической точностью, создавать профессиональные миксы, улучшать звуковые дорожки для фильмов и постпродакшена.

В эквалайзере доступны два отдельных рабочих пространства — для микширования и мастеринга. Инструменты визуализации звука позволят независимо панорамировать средние и боковые каналы трека, расширять стереокартину, менять местами левый и правый каналы.

Сверхпрозрачные фильтры практически не искажают звучание. Они минимизируют фазовый сдвиг и частотную маскировку, чтобы обеспечить более чёткие и сфокусированные миксы и мастер‑треки.

Источник

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Настройки и регулировки