Автомобильный эквалайзер с раздельной регулировкой каналов

4caraudio.ru › Блог › DSP в массы. Инсталляция в штатную систему без мучений.

Большинство автолюбителей хоть однажды, да и посещала мысль об усовершенствовании своей аудиосистемы в автомобиле. Как раз в этот момент и происходит перелом, который делит людей на 3 категории описывая, как бы 3 разные судьбы присущие людям с разным психотипом и кошельком. (Их может быть и больше, но я опишу именно те, с которыми сталкивался лично)

В первый вариант развития событий происходит с людьми, готовыми на все ради своей идеи. В данном случае начинается полная переделка и доработка автомобиля под все нужды и прихоти хозяина со всеми выходящими отсюда последствиями. Бюджет и количество денег и затрат на работу в этом случае не ограничены. Нужно признать, что данный вариант не является массовым в связи с понятными причинами, можно только по-хорошему позавидовать людям, у которых есть такая возможность.

Второй вариант похож на первый стремлением владельца к переменам, только в этом случае сомнений и компромиссов предостаточно, да и время на осуществление задуманного уходит куда больше, как как основной целью владельца является получить максимальный результат при этом не переплачивая. Поэтому ему приходиться погружаться в мир автозвука и изучать все тонкости и нюансы, обращаться за советом к профессионалам, дабы не вылезти за уже конкретные рамки бюджета. Аудитория естественно в этом случае разная – кто-то пол жизни копит на компоненты и постепенно это все устанавливает, кто-то ставит самый начальный вариант аудиосистемы и потом уже начинает его усовершенствовать, кто-то просто меняет магнитолу и этим ограничивается.

А третий вариант людей вроде и не против улучшить аудиосистему, но как только владелец авто начинает думать о всех нюанса возможных переделках салона, вариантов замены ГУ и необходимых переходников для сохранения штатных функций, подбора компонентов и т.д. Приходит осознание, что одно тянет за собой другое и малой кровью не обойтись и желание апгрейда откладывается на дальнюю полку. И таких людей становится все больше тем более, что сладкие времена, когда автозвук был на пике моды, уже давно прошли. И автовладельцы современных автомобилей хотят ощутимый (“слышимый”) результат за адекватную стоимость. Именно для них, как нам кажется, подойдет продукт, про который сегодня пойдет речь.

На самом деле не только для них, я думаю многим он будет довольно интересен.

Рассказывать будем про цифровой усилитель класса D со встроенным DSP процессором и самое интересное — со штатным подключением.

Исполнение усилителя в одном корпусе с процессором уже не ново, его давно используют именитые бренды автозвука, такие как Audison, Eton и т.д. Правда доступными простым смертным их не назовешь. Цена кусается. Поэтому появление “народного” варианта вполне закономерно.

Усилитель/процессор имеет очень компактный корпус, способный уместиться в передней части салона, это может быть и место за бардачком, в самом бардачке, под сидением, за магнитолой и т.д. Проблем со скрытой установкой возникнуть не должно. В нашем видеообзоре мы как раз установили его за бардачком в автомобиле Skoda Octavia A7.

Модельный ряд состоит из 4-х, 5-ти и 8-ми канальных аппаратов. Мощности здесь вполне достаточно. Подробные спецификации будут ниже. Сразу обращу внимание, что мы не будем приводить в спецификациях пиковую, максимальную мощность, а будем указывать именно номинальную RMS мощность, поэтому кто привык ориентироваться на мощность встроенного усилителя магнитолы, как 4*50 Вт, тот может умножить приведенные нами значения на 2, или на 3, хоть на 5 умножайте, мы не против.

Хочется отметить основную фишку этого усилителя – это, именно простое подключение к штатной системе. В комплекте с усилителем идет Т-образный хвост со штатными разъемами для подключения усилителя в разрыв штатной системы, не нарушая проводки. Существуют хвосты для самых популярных автомобилей, н-р Audi/VW/Skoda, Hyunday/KIA, Nissan, Toyota/Lexus. Peugeot/Citroen, Chevrolet/Opel, Renault, Honda, Mazda, Mitsubishi, Ford, Jeep, Mercedes, Suzuki. Естественно, сечение проводов в штатном разъеме не может обеспечить необходимого показателя по питанию для усилителя, поэтому питание нужно продублировать, взяв его из тех мест, где сечение провода побольше. Наиболее правильный и надежный вариант — провести питание напрямую от аккумулятора.

Таким образом, можно добавлением всего одного компонента ощутимо улучшить качество звучания штатной аудиосистемы, при этом получив широчайший функционал для ее настройки. А настроек тут предостаточно:
1) ФНЧ/ФВЧ/Полосовой 4-го порядка с любой задаваемой частотой среза и его крутизной.
2) Временные задержки для каждого канала
3) 7-ми полосный параметрический эквалайзер с выбором частоты для каждой полосы и что важно выбором разных значений добротности для каждой полосы. (в версиях PRO — 31 полосный)
4) Возможность запоминать до 5 вариантов пользовательских настроек и переключаться между ними.
5) Регулируемый Bass boost
6) В версиях PRO возможность проигрывания потокового аудио по Bluetooth.

Управление всеми настройками происходит через наглядное и удобное приложение на смартфоне, предварительно потребуется “спарить” смартфон с усилителем через Bluetooth.

Подводя итоги, отмечу, что после установки усилителя, даже без какой-либо настройки, эффект был слышен сразу, баса стало ощутимо больше даже на штатной акустике, фильтры помогли подрезать его снизу, чтобы акустика не перегружалась. Поигравшись с настройками, удалось отодвинуть сцену и сделать ее более объемной. Разница есть, однозначно! Я думаю, у многих людей вызовет удивление, как добавив всего один компонент в штатную систему можно ощутимо повлиять на качество звучания в автомобиле. Это именно то, с чего можно без больших вложений и мучений начать свой путь в мир автозвука.

Цена 4-х канальной модели PNB-400 — 12950 р.
(Скидка для подписчиков Drive2 — 10% = 11655 р.)

Ссылка на описание

Ссылки для покупки:
PNB 300D (4*30 Вт RMS, класс D) — 9450 (со скидкой — 8505 р.)
PNB 300 PRO (4*30 Вт RMS, класс AB) — 11900 р. (со скидкой — 10710 р.)
PNB 400 (4*76 Вт RMS, класс D) — 12950 р. (со скидкой — 11655 р.)
PNB 400 PRO (4*76 Вт RMS, класс D) — 14900 р. (со скидкой — 13410 р.)
PNB 500 PRO (4х30Вт класс AB + 1х90 Вт класс D) — 19900 р. (со скидкой — 17910 р.)
PNB 800 PRO (4х30Вт класс AB + 4х90 Вт класс D) — 22900 р. (со скидкой — 20610 р.)

Чтобы получить цену для подписчиков, нужно в комментариях к заказу скинуть ссылку на профиль в драйве, после чего, менеджер изменит сумму.


Источник

Сообщества › Автозвук › Блог ›

Рождённый в 30-х годах, эквалайзер является старейшей и наиболее часто используемой звукорежисёрами обработкой звука. Сегодня на рынке хватает самых разных приборов для тембровой коррекции – от простого НЧ-ВЧ корректора 50-х до навороченного многополосного эквалайзера с совершенной параметрикой. В своей основе эквалайзер представляет собой несколько электронных фильтров, позволяющих изменять амплитудно-частотную характеристику звукового устройства. За последние пол века схемотехника эквалайзеров усовершенствовалась необычайно, стремясь удовлетворить от возросшие требования аудиоиндустрии.
Понимание сущности тембровой коррекции и её воздействия на звуковой сигнал.
Остановимся на разъяснении двух областей применения эквалайзера, а именно голос и его музыкальное сопровождение. Я хочу обсудить различные спектральные составляющие звука – что они делают для самого звука, и как мы это воспринимаем. Почему иногда звук бывает резким или грязным? Почему мы иногда не можем разобрать текст песни? По стараемся дать ответы на эти вопросы и, вообще, внести хоть немного ясности в мистический мир эквалайзеров.

1)Вокал.
Грубо говоря, спектр голоса можно разделить на три основных полосы, соответствующих главным речевым компонентам – основе, гласным и согласным.
Область голосовой основы расположена на довольно ограниченном участке спектра – приблизительно между 125 и 250 герцами. Основа позволяет нам определить – кто именно говорит, и поэтому, правильная передача её является неотъемлемой часть качественного звука.
Проводящие наибольшую голосовую энергию гласные занимают полосу 350 до 2000 герц. Согласные же, расположенные на участке от 1500 до 4000 герц, обладают небольшой энергией, но зато являются основной составляющей разборчивости голоса.
К примеру, на участок от 63 до 500 герц приходится около 60% всей энергии голоса, но он всего лишь на 5 % влияет на разборчивость. Область 500 – 1000 герц обеспечивает 35% разборчивости, в то время как на диапазон от 1 до 8 килогерц приходится 5% от энергии и 60% от разборчивости.
Уменьшив уровень составляющих низкочастотной части спектра и увеличив уровень в диапазоне от 1 до 5 килогерц можно существенно увеличить разборчивость и ясность голоса. Вот несколько возможных последствий грубого тембрового вмешательства в звук:
поднятие АЧХ на участке 100 – 250 герц делает вокал гулким;
вырезание участка 150 – 500 герц порождает пустоту, неосновательность;
уменьшение уровня на участке от 500 до 1000 герц влечёт за собой излишнюю жёсткость;
поднятие части спектра около 3 килогерц несёт жесткую металлическую гнусавость;
уменьшение усиления в полосе от 2 до 5 килогерц приводит к общему снижению разборчивости, делает звук безжизненным;
поднятие участка от 4 до 10 килогерц приводит к свистам и появлению “звукового песка”.

Читайте также:  Регулировка клапанов двигателя д 245 турбо

80 – 125 герц Придание чувственности певцам, поющим в басовом регистре.
160 – 250 герц Звуковая основа.
315 – 500 герц Очень важно для качественного звука.
630 – 1000 герц Важно для естественного звучания. Чрезмерное поднятие приводит к получению “телефонного звука”.
1250 – 4000 герц Артикуляция вокала, манера исполнителя.
5000 – 8000 герц Очень важно для разборчивости.
1250 – 8000 герц Придают чистоту и ясность.
5000 – 16000 герц Чрезмерное усиление приводит к сыпучему, свистящему звуку.
Слишком сильное увеличение уровня на участке 200 – 400 герц приводит к маскировке согласных, таких как “м”, “б”, “в”. Слишком сильное увеличение уровня в диапазоне 1000 – 4000 герц приводит к быстрому утомлению слуха.

2)Инструменты.
Прозрачность звука многих инструментов может быть существенно увеличена путём подчёркивания их гармоник. Наше ухо их слышит даже в самых низких звуках с, казалось бы, узким спектром. Барабаны – это один из таких инструментов, яркость звука которых можно существенно повысить путём простого уменьшения усиления в нижней части спектра, подчёркивая тем самым существующие в звуке гармоники. Вот несколько мыслей по поводу того, что именно некоторые из частот делают со звуком и что при этом чувствуют наши уши.
31 – 50 герц Дают музыке мощность и энергию. При чрезмерном их подчёркивании звук может помутнеть, стать тусклым. Так же маскируют некоторые гармонические компоненты.
80 – 125 герц При чрезмерном поднятии их возникает “бум-эффект”
160 – 250 герц Обычная проблема большинства миксов. Избыток лишает фонограмму мощности, но они, всё же, необходимы для “теплого” звучания фонограммы. 160 герц, по моему мнению – самая раздражающая частота. Здесь же расположена звуковая основа бас-гитары и других бас-инструментов
300 – 500 герц Здесь расположена звуковая основа струнных и перкуссионных инструментов.
400 – 1000 герц Основа и гармоники струнных, клавишных и перкуссии. Здесь, вероятно, самая важная область, отвечающая за естественность звучания – здесь расположен именно “голос” инструмента. Избыток приводит к “трубоподобности” звучания.
800 – 4000 герц Здесь самая подходящая область, что бы выделить инструмент или слегка “подогреть” его звучание. Избыток приводит к быстрому ауральному утомлению.
1000 – 20000 герц Избыток приводит к заметному “истончению” звука.
4000 – 10000 герц Область разборчивости перкусии, тарелок, малого барабана.
5000 герц Отвечает за прозрачность. Избыток привносит некоторую “отдалённость” звучания.
8000 – 20000 герц Очень часто именно с ней ассоциируется понятие “качества записи” или микса. Именно здесь лежит источник “глубины” микса и чистоты его “атмосферы”. Избыток приводит к пронзительному и ломкому звучанию.

3)Частотные диапазоны.
Покрывающий полторы октавы – от 80 до 250 герц, этот диапазон частот определяет “жирность”, “наполненность” звука. В то время, как частоты около 50 герц влияют на слитное звучание бас-гитары и большого барабана, гитара при этом будет звучать плотно и “жирно”, не вызывая эффекта “загрязнения” звука. Уменьшение уровня частот в районе 100 герц вызовет различие между звуком гитары и бас-гитары и, как следствие, раздельное звучание их партий. Низшая частота основы гитарного звука расположена около 80 герц.
Для вокала частоты в районе 200 герц определяют полноту и насыщенность его звучания. Уровень частот этого диапазона может быть уменьшен для увеличения разборчивости вокальной партии. Тем не менее, если были сделаны изменения в АЧХ тракта вокала в более высокочастотном диапазоне, повлёкшие за собой потерю основательности звучания и появления эффекта “тонкого” звука, некоторое увеличение усиления на 200 герцах поможет восстановить полноту звучания. Если при обработке звука инструментов усиление на 100 герцах было уменьшено для того, что бы избежать появления скомканного звучания (некоторые ноты находятся на пределе слышимости, в то время как остальные сливаются в непонятный шум), некоторое увеличение уровня на 200 герцах позволяет скомпенсировать это и вернуть звуку основательность. Гитара и бас-гитара обладают почти одинаковой энергией на частоте своей звуковой основы и её второй гармоники, и в связи с этим очень часто их звуки сливается и партии становятся трудноразличимыми. В этом случае уменшение усиления на 100 герцах и небольшое увеличение на 200 позволяет вернуть нотную разборчивость.
Пс: основанно на трудах Джо Стикса

Источник

Автомобильный эквалайзер с раздельной регулировкой каналов

Эквалайзеры для теста были любезно предоставлены фирмами: «АвтоАудиоЦентр» (JBC), Анэкс (PowerAcoustik), MMS (Lanzar),
Star Dreams (Cleartone), TRIA Technologies (Alpine), Vist (Denon).

Эквалайзер — прибор, позволяющий избирательно регулировать усиление на выбранных частотах и тем самым изменять форму частотной характеристики системы — почти монопольно принадлежит мобильным аудиосистемам. В домашних комплексах он появляется последним, когда все остальное уже есть. Зато в арсенале самой что ни на есть скромной звукозаписывающей студии или радиостанции эквалайзер появляется одновременно с телефоном и электрическим чайником. Без него работать нельзя.
В мобильных аудиоустановках эквалайзер — никакая не роскошь, а вполне распространенный атрибут. Как же это мы сподобились быть причисленными к лику профессионалов? Как всегда, не было бы счастья.

Alpine ERE-G180 ($240)

«Классического дизайна устройство формата 1/2 DIN, то есть ширина — как у стандартного головного аппарата
(178 мм), а высота корпуса — вдвое меньше (25 мм). Корпус — неглубокий, всего 130 мм, и при монтаже в приборную панель проблем быть не должно. Впрочем, предусмотрена возможность поставить эквалайзер и вне консоли — в барда. извините, в перчаточном ящике или под полкой торпеды. Для этого в приданом имеется специальный подвесной кронштейн.

ERE-G180 фактически сочетает три прибора: собственно эквалайзер, регулируемый сабвуферный фильтр и устройство BBE — патентованный блок частотно-фазовой коррекции на верхних частотах.
11 движков графического эквалайзера покрывают диапазон от 31,5 Гц до 18 кГц. Выбор полос вызвал у нас искреннее уважение к создателям. Взгляните на график. Ровно в середину самого опасного с точки зрения частотных искажений диапазона 125 — 250 Гц воткнули еще одну полосу с центральной частотой 190 Гц, так что в этой части спектра прибор оказался как бы пол-октавным. Всякий, кто хоть раз «гонял стоячки» на этих частотах, это оценит. Другая особенность — в одном месте частотного ряда шаг чуть сбит. В результате последняя полоса регулирует усиление не на 16, а на 18 кГц, где нередко «пищалки» несколько увядают.
Сабвуферный фильтр — второго порядка (12 дБ/окт.) с частотой среза, непрерывно регулируемой в пределах от 50 до
129 Гц. И установкой уровня в пределах 15 дБ. При включении сабвуферного фильтра основные переходят в режим high-pass, как положено у порядочного кроссовера. Такая структура регулировки дает возможность использовать в с е каналы усиления в системе вообще без кроссоверов, а это, согласитесь, расширяет выбор усилителей.
Дополнительную свободу маневра дают переключатели «моно/стерео», коммутирующие сабвуферные выходы и переключатель фазы сабвуферного сигнала (0/180). Плохо только, что они расположены сзади, поэтому воспользоваться ими можно только до завершения установки. «Моно/стерео» — еще куда ни шло, а вот фазу обычно ставят в процессе настройки уже смонтированной системы.
Прибор выполнен очень эргономично. Крупноватые, на первый взгляд, рукоятки движковых регуляторов гораздо удобнее микроскопических пупочек, обычно применяемых для этой цели. Переключение режимов осуществляется электронными кнопками без фиксации, у сабвуферного канала кнопкой служит рукоятка регулировки частоты среза. Режим эквалайзера можно отключить, при этом сабвуферный фильтр может продолжать работать, равно как и фейдер, позволяющий раздать сигнал в нужной пропорции на передние и задние каналы усиления, выходы которых — раздельные.
Рядом с фейдером — светодиодный пятиточечный индикатор уровня сигнала, так что функционирующий ERE-G180 — зрелище далеко не скучное.
Отдельная кнопка включает режим BBE. По утверждению держателей патента, это — устройство, выравнивающее фазо-частотную характеристику в области верхних частот. Теперь оно встречается во многих изделиях, чаще всего — домашних музыкальных центрах. На слух включение режима BBE воспринимается как более яркое и насыщенное звучание верхних частот, что вполне услаждает слух на определенном типе фонограмм — студийных записей с большим содержанием синтезированных звуков. На мягких акустических записях лучше обойтись без дополнительного перца, хотя это — дело вкуса.

Два аппарата из одной конюшни оказались тут не случайно: эквалайзер 3342 предназначен для тех же, в принципе, целей, что и ERE-G180, но реализован полностью по электронному принципу. А отсюда и функции получаются несколько другими.

3342 — «разносной» прибор. Основной блок размером 180 х 110 х 55 мм можно поместить где угодно — на нем никаких органов управления нет, если не считать двух крошечных переключателей (фаза и коммутация выходов сабвуфера). Все средства общения с эквалайзером сосредоточены на панели управления, по размерам и стилю оформления — точь в точь съемная панель головного аппарата.
Панель управления присоединяется к основному блоку длинным (5 метров), но не толстым шнуром с запираемым DIN’овским разъемом на конце.
Панель управления пользователь может пристроить в салоне как душа пожелает — здесь немало возможностей выпендриться, хоть на потолок ее прилепить, тем более что один из рекомендованных методов крепления — на лентах-липучках Velcro.
Размер панели — стандартный DIN — вдвое больше, чем у аналогового кузена ERE-G180, и это символично, поскольку 3342 объединяет в себе по меньшей мере два сложных устройства обработки сигнала. Одно — эквалайзер с сабвуферным фильтром и BBE. Второе — процессор звукового поля, сиречь DSP. Блок эквалайзера — 11 полос регулировки с уже знакомой по другой алпайновской модели хитрой одиннадцатой полосой на частоте 190 Гц.
Регулировка АЧХ происходит по-электронному: кнопкой под дисплеем выбирается полоса, где предстоит смена частоты, и клавишей курсора устанавливается требуемое усиление. Результаты процесса — на дисплее, причем впоследствии это же «полосатое» поле работает как спектроанализатор, показывая реальное содержание фонограммы по полосам спектра. Показ возможен в 36 (!) разных графических схемах — с позитивным отображением, негативным, с запоминанием пиковых значений и еще Бог весть как.
Но самое-то главное: раз регулировки электронные, то есть возможность их запомнить и записать в память прибора. Этой функцией в 3342 воспользовались по полной схеме. Четыре клавиши справа панели плюс клавиша регистра (Memory1/ Memory2) дают возможность запомнить до 8 вариантов настройки эквалайзера и переходить от одного к другому буквально за доли секунды. Кроме того, на этих же клавишах сидят 8 «фабричных» пресетов, подобранных под определенные жанры.
Переключив прибор из режима EQ в режим SURROUND, теми же клавишами можно поискаться в пресетах DSP. Их тоже 8 — «большой зал», «маленький», «открытая площадка» и т.д. Время искусственно вводимой реверберации при этом варьируется от 29 мс при имитации маленького клуба до 1500 мс — в режиме «Церковь». Интересно, что установки эквалайзера можно запомнить не только отдельно, но и «в комплекте» с настройками DSP, причем в любой комбинации. Хотите АЧХ под heavy metal включать в сочетании с акустикой католического храма — да ради Бога, никаких предрассудков.
Сабвуферный фильтр — третьего порядка (18 дБ/окт.), но частоту раздела имеет фиксированную, 85 Гц.
Система BBE включается в тракт тоже более гибко, нежели у аналогового собрата. Последовательное нажатие на кнопку вызывает режимы BBE1-BBE2-. и т.д., отличающиеся глубиной обработки сигнала. Это оказалось очень кстати — слабая обработка (уровень 1) положительно сказывалась на качестве звучания практически любых фонограмм, а для некоторых, попроще, просилась и более глубокая обработка (уровень 2 или 3).
3342 — универсальный прибор, который можно использовать с любыми компонентами, поэтому Alpine не настаивает на милом для них зеленом и позволяет при желании перейти на желто-оранжевый цвет индикации и подсветки клавиш.

Читайте также:  Регулировка карбюратора зил 130 пошаговая

Кто бы что ни говорил, но конструкция DCE-350 явно восходит к классической модели Sony XE90MkII. До мельчайших различимых подробностей. Прототип же выпускался намного дольше, чем обычно живет модель аппаратуры, и это кое о чем говорит, правда?

Выбор центральных частот девяти полос регулирования довольно стандартен. Нижняя частота 50 Гц, и поехали, через октавные интервалы. Лишь в одном месте рисунок чуть сбит (это видно на графике, если присмотреться). Интервал между пятой и шестой полосой чуть меньше остальных, подозреваем, что просто для экономии десятичных знаков — чтобы получилось 3 — 6 — 12 кГц, а не 3,2 — 6,4 — 12,8 соответственно.
Вообще-то, мы бы лучше с запятыми. Верхняя полоса
12 кГц низковата и не позволяет скорректировать АЧХ на самом верху, а там это необходимо довольно часто. Конкуренты из Alpine, если помните, поступили как раз наоборот и, на наш взгляд, правильно сделали.
В DCE-350 встроен и сабвуферный фильтр. Он имеет две фиксированные частоты среза: 80 или 120 Гц при крутизне характеристики 12 дБ/окт. Сопряженные фильтры верхних частот в основных каналах при этом не включаются, то есть независимо от того, работает ли сабвуфер, на фронт/тыл подается сигнал полной полосы.
Полудинового размера передняя панель аппарата скомпонована с явным стремлением к симметрии и ранжиру. В средней части — только полозки, справа и слева — четыре большие качающиеся клавиши без фиксации для включения-выключения режима эквалайзера, сабвуфера и переключения частоты. На четвертую кнопку, на которой написано «DENON» не жмите. Вы что ей, собственно, собрались переключать? Вот именно, оставьте в покое. Просто такое место и оформление нашли создатели прибора для фирменного лейбла, почему — не спрашивайте.
Эргономически нам DCE-350 не очень понравился. Большущие клавиши переключения сужают и без того тесную панель полозковых регуляторов, а очень легкий их ход делает аппарат возбудимым, как гимназистка: только руку протянул, как на нем что-нибудь включится или выключится.
Интересно, что для других переключателей нашлись иные решения. Слева от полосных регуляторов есть еще один движок, по виду и ходу — явно еще одна плавная регулировка. На самом деле это — переключатель режима коррекции «фронт-тыл». То есть можно установить режим коррекции только тыловых каналов, только фронтальных или и тех, и других. Помня о приверженности дизайна принципам симметрии, ищем, чем это уравновешено справа. И, разумеется, находим! Там — переключатель listening position — положение слушателя. Перекинув его из центра в положение L или R, можно ввести фиксированный сдвиг баланса вправо или влево, расположив, таким образом, центр звуковой сцены перед собой или соседом на переднем сиденье.
Движки переключателей на ощупь ведут себя так же, как и движки плавных регулировок, но это — видимость. Их надо перекидывать от упора до упора, иначе ничего не переключится. Как-то странно. В Японии иссяк запас н о р м а л ь н ы х переключателей?
В акустическом отношении прибор работает вполне безукоризненно, характеристики соседних полос согласованы так, что нежелательных провалов на АЧХ при глубокой регулировке не возникает, как мы ни старались. Видимо, это и служит оправданием довольно высокой цены аппарата с довольно ограниченным набором функций, чувствуется некоторое влияние хай-эндового подхода.

Устройство отнесено изготовителями к категории параметрических эквалайзеров, и, исходя из этого, ему вроде бы здесь не место. Гусь, он ведь того, не товарищ.

Но! У нас есть сразу несколько оправданий. Во-первых, QP-800XP — все же не совсем параметрический аппарат. Ширина полосы коррекции не регулируется, так что с таким же успехом устройство можно считать четырехполосным графическим эквалайзером с перестраиваемыми центральными частотами.
Во-вторых, вкупе с эквалайзером пользователь QP-800XP приобретает еще и сабвуферный кроссовер, и это делает прибор комбинированным, как и большинство других участников теста.
Ну и наконец: обычно параметрический эквалайзер — затея недешевая, а здесь цена хоть и не ширпотребная, но вполне посильная, так что мы не совладали с соблазном пощупать аппарат и донести вам результаты. Надеемся, никто не будет в обиде.
QP-800XP имеет четыре довольно узкие полосы регулирования, центральные частоты которых могут плавно перестраиваться в пределах 20 — 60, 120 — 300 Гц, 1,0 — 2,4 и 7 — 25 кГц. Усиление в каждой полосе регулируется в пределах ± 18 дБ (не 12, как у всех остальных, а 18!).
Полосы не перекрывают весь спектр, а расположены там, где наиболее вероятно возникновение узкополосных неравномерностей АЧХ. Это — нижний край частотного диапазона, где можно поправить горбы частотной характеристики сабвуфера. Это — знаменитая полоса поперечных резонансов, по пол-октавы вверх и вниз от 200 Гц. Это — середина голосового диапазона и верхний край, граница которого (25 кГц) даже не поместилась на графике.
При испытаниях выяснилось, что настроечные возможности QP-800XP, даже без регулировки ширины полосы — исключительно широкие. Играя с нижней полосой коррекции, нам удавалось получить характеристику сабвуфера от скучноватого меломанского «стола», затянутого до самого предела слышимого диапазона, до убойного по энергетике звука, когда мы искусственно горбили частотку наподобие того, как это делают всевозможные «bass boost» на усилителях. При этом обнаружили, что наилучшее по субъективной реакции звучание получается при подъеме характеристики на частоте около 35 Гц, а не 40 — 45, как обычно делается на усилителях.
Вторая полоса оказалась очень эффективна при изгнании стоячек в «проклятом» диапазоне, третья — заметно влияла на ощущение высоты сцены при воспроизведении вокала, а четвертой мы существенно поправили генетически вялую АЧХ мягкой шелковой «пищалки» при большом угле отклонения оси. Все оказались при деле!
В тестовой машине был еще грешок на частотах 400 —
500 Гц, вот с ним мы справиться не смогли. Ну не объяли необъятное, что ты будешь делать.
QP-800XP — прибор с очень высокими объективными показателями. Нелинейные искажения, по данным производителя, не превышают 0,005%, выходной сигнал может достигать 7,5 В (RMS!) и тому подобное. Сабвуферный фильтр третьего порядка (18 дБ/окт.) регулируется по частоте в пределах 50 — 260 Гц, что с запасом покрывает весь простор фантазий конструктора системы.
Прибор выполнен очень солидно, в цельнометаллическом корпусе формата 1/2 DIN с чуть выступающей передней панелью. По глубине QP-800XP — один из самых компактных, всего 100 мм. При включении внутри аппарата загорается красная подсветка вокруг ручек управления, наверное, для BMW делали.

Читайте также:  Регулировка троса ручного тормоза опель вектра с

PowerAcoustik PEQ-70
($40)

Надпись на коробке гласит:
«7-полосный пассивный графический эквалайзер». Это что же такое, позвольте спросить? Здесь небольшая путаница в терминологии. Когда «пассивный» говорится про кроссовер, имеется в виду, что устройство не содержит активных усилительных компонентов — только емкости, индуктивности и резисторы. Здесь другое. Ребята из PowerAcoustik хотели сказать, что в составе PEQ-70 нет встроенного усилителя мощности.

Такие комбинированные устройства под названием «бустер-эквалайзер» были, действительно, популярны и вполне оправданны в эпоху, когда выходная мощность головных аппаратов, тогда — исключительно магнитол, составляла 4 — 6 Вт максимум. Бустер-эквалайзер доводил этот показатель до стандартных теперь 25 — 30 Вт в том же исчислении. Сегодня в этом нужды нет, и эквалайзер остался в одиночестве. Хотя не совсем. В составе PEQ-70, помимо собственно эквалайзера, содержится сабвуферный фильтр, то есть устройство однозначно предполагает применение в полновесной аудиосистеме.
Семь полос PEQ-70 раскиданы по спектру вполне стандартно, от 60 Гц до 15 кГц. Регулирование усиления в полосах в пределах ±12 дБ происходит движковыми резисторами, маленькими, но с довольно плавным ходом, тут проблем не возникало. Центральное положение (0 дБ) отмечено чуть заметным щелчком, зная о существовании которого, можно довольно легко выставить регуляторы «в ноль». Еще один полозок, только без центральной фиксации, устанавливает уровень сигнала на сабвуферном выходе. Кроссовер сабвуферного канала — второго порядка (12 дБ/окт.) с двумя фиксированными частотами среза: 80 и 150 Гц.
Включаются основные функции (эквалайзер и сабвуферный фильтр) двумя очень изящными и удобно расположенными кнопочками, справа от которых из-под выпуклого затемненного стекла в нужный момент начинает перемигиваться трехцветный светодиодный индикатор уровня.
Вообще, с точки зрения эргономики, прибор выполнен настолько грамотно, что исчезающе малая цена кажется типографской ошибкой. Впрочем, нет. Предназначение прибора для бюджетных систем однозначно вытекает из другой его особенности. Помимо стандартных RCA входов, PEQ-70 имеет входы высокого уровня, к которым можно подключить выходы усилителей головного аппарата. Такая штука незаменима для владельцев простых источников или для тех, кто по каким-либо соображениям, не всегда даже денежным, не хочет заменять штатный аппарат в машине на другой. А штатные довольно часто RCA-выходов не имеют. В таких случаях, подключив к источнику (по высокому уровню) PEQ-70, владелец получает полноценные выходные сигналы на две пары акустических систем (фронт/тыл) с фейдером плюс готовый регулируемый выход на сабвуфер.
Размеры корпуса и передней панели — стандартные
1/2 DIN, вот только глубина несколько великовата: около
140 мм.
Потребляемый ток аппарата — всего 200 мА, так что к бортовой сети он подключается единственным проводом. Его вполне можно присоединить к управляющему проводу источника — с таким током любой аппарат должен справиться.

Официально прибор называется «предусилитель-эквалайзер». По нашей классификации его надо было бы отнести к графическим эквалайзерам, хотя графического здесь немного. Все регулировки выполняются круглыми ручками, так что определить характер установленной кривой коррекции одним взглядом не удастся.

Число полос регулировки невелико — всего 7, но центральные частоты выбраны вполне грамотно, начиная с 60 Гц и заканчивая 15 кГц.
При испытаниях двумя нижними полосами удавалось выстроить довольно неплохой баланс мидбаса и саббаса и выровнять, хотя и не до конца, мидбасовый резонанс, оказавшийся вблизи полосы 150 Гц.
Помимо собственно эквалайзера, Lanzar содержит три разносола: общий регулятор усиления, светодиодный индикатор уровня и фейдер.
Первое удобство не повредит при выставлении оптимальных с точки зрения помех и перегрузок уровня сигнала в тракте.
Второе — ряд из 9 зеленых и 1 красного светодиода на каждый канал. Отсчет происходит из середины панели к краям. Красный светодиод — сигнал перегрузки, здесь все ясно. Это украшает жизнь и тоже способствует правильной регулировке уровня сигнала,
Фейдер может оказаться полезным, если на источнике только одна пара RCA-выходов.
Lanzar сделан вполне в стиле фирмы: корпус весь, включая лицевую панель, металлический и очень тяжелый. Собственно «тело» прибора имеет поперечное сечение 1/2 DIN (176 х 25 мм), а лицевая панель — несколько больше, 190 х 29, то есть она же служит и обрамлением, закрывающим монтажные зазоры при установке в панель приборов или центральную консоль.
E740v подключается к бортовой сети традиционным образом — тремя проводами: земля, постоянный плюс и сигнал на включение. Зачем — ведь потребляемый ток не особенно велик, а никаких запоминаемых настроек у прибора нет? Здесь конструкторы просто берегут цепь управления головного аппарата, чтобы не заставлять «синий провод» кормить многочисленные светодиоды индикатора уровня и подсветки. Подсветка у E740v сделана вокруг ручек полосовых регуляторов, зеленая и красивая. При этом можно в темноте увидеть даже положение ручек благодаря их форме с выемкой в роли маркера. Регуляторы имеют мягкий «щелчок» в центральном положении, так что и смотреть-то особенно не надо, если неохота.
Кстати, пусть приверженцы чисто графических эквалайзеров, с движковыми регуляторами, не смотрят свысока на менее наглядные вращающиеся ручки. Даже краткий опыт пользования прибором позволил оценить удобство такого типа регуляторов: установить требуемое положение можно куда более точно, чем реально удается с крошечными полозками, а потенциометры у «Ланзара» — очень качественные, с хорошо демпфированным «масляным» ходом.
Так что при всей скромности внешнего вида (и цены, между прочим), E740v — аппарат, вполне качественно построенный и явно полезный при настройке системы.

Cleartone QE-2200 ($90)

Прибор забавный до необыкновенности. Собственно электронная часть и все соединения сосредоточены в «черном ящике» размером примерно 200 х 130 х 25 мм, который монтируется где-нибудь в стороне от нескромных взглядов. Помимо проводов питания, входных и выходных кабелей, из основного блока растет толстый кабель примерно метровой длины, который другим концом присоединяется к блоку управления — размером примерно с «морду» головного аппарата, но существенно более причудливых очертаний.

Блок управления с помощью прилагающихся приспособлений помещается в самых различных местах салона. Его можно прикрепить к какой-либо поверхности или же поставить «на ножке». Самая необычная альтернатива — установка на придаваемой к прибору гибкой «гусиной шее», какие бывают у микрофонов.
Лицевая сторона блока управления почти вся занята дисплеем с переключаемым цветом индикации (желтый/зеленый). В центре — семь сегментных полосок эквалайзера (они же исполняют роль анализатора спектра). По периферии экрана — индикаторы настройки остальных функций.
А они такие:
— настройка на слушателя;
— режим дисплея;
— общий уровень сигнала, выбранные пресеты и прочая, и прочая.
В общем, если вдруг нечего почитать на ночь — включайте, не соскучитесь. Графический эквалайзер позволяет регулировать усиление на ±10 дБ в семи полосах с довольно фривольно расставленными центральными частотами: пореже в середине звукового диапазона, погуще — к краям. В общем-то, это осмысленно, но делает прибор скорее регулятором тембра с расширенными возможностями, нежели эквалайзером в исходном значении слова.
Встроенный сабвуферный кроссовер — второго порядка с фиксированной частотой 90 Гц.
Настройка на слушателя позволяет, одновременно и координированно изменяя уровень сигнала на четырех выходах (два фронтальных, два — тыловых), «наводить» центр звукового поля на любого из пассажиров или же симметрично на переднее или заднее сиденье.
Управление всеми функциями осуществляется кнопками, обрамляющими дисплей. С их помощью выбирается та или иная функция, а клавишами управления курсором (справа и слева от окна дисплея) высвечивается выбранный режим или уровень регулируемой величины.
Ряд круглых кнопок наверху служит для установки одной из шести «фабричных» настроек эквалайзера. Выбранный режим индицируется надписью внизу дисплея.
В смысле регулировочных возможностей как собственно эквалайзер QE-2200 не особенно впечатлил, но вспомогательные функции — тональные преднастройки, управление центром звукового поля, а главное — очень эффектная внешность прибора, — порадовали и развлекли.

Среди октавных эквалайзеров, а их в тесте оказалось три: два от Alpine и один Denon, лучшим единодушно был признан Alpine ERE-G180. Аналогичный ему по формату и функциям Denon DCE-350 уступает по удобству управления, гибкости регулировок, характеристикам кроссовера. Цифровой же вариант эквалайзера от Alpine при цене, больше чем вдвое превышающей цену аналогового прибора, отличается, главным образом, наличием функций DSP. Эквалайзер там практически такой же, разве что с памятью.
Из приборов «спартанского» типажа, с семью полосами, очень привлекательным нам показался PowerAcoustik. Такие устройства обычно предназначаются для недорогих систем, поэтому естественно ожидать и цены соответствующей, а здесь этот параметр — ну вообще! И все при нем, включая входы высокого уровня — немаловажная деталь, с учетом специфики применения. Вдвое более дорогой Lanzar предлагает даже меньше (нет кроссовера), хотя сделан более капитально. Так что фаворит все же PowerAcoustik.
И наконец, нельзя не отметить одинокого в нашем тесте «почти параметрического» JBC. При всей миниатюрности и сдержанном дизайне — вполне серьезная кандидатура на включение в состав серьезной системы, нуждающейся в тонкой настройке и безукоризненной линейности тракта.

Источник

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Настройки и регулировки