Частичная регулировка тормозов зил 130

Схема тормозной системы и регулировка рабочего тормоза ЗИЛ-130

1-компрессор; 2-манометр; 3-рессивера (емкости для сжатого воздуха); 4-задние тормозные камеры; 5,6- кран для подключения к прицепу; 7-пневмопровод; 8-главный тормозной кран; 9-передние тормозные камеры.

Рабочий тормоз барабанного типа, с двумя внутренними колодками, установлен на всех колесах автомобиля ЗИЛ-130. Привод рабочего тормоза пневматический, обеспечивает возможность автоматического (синхронного с тормозами автомобиля) приведения в действие тормозов прицепа, если последний оборудован тормозами с пневматическим однопроводным приводом.

При нажатии на педаль тормозной кран открывает доступ сжатому воздуху из баллонов в тормозные камеры. Под давлением воздуха штоки тормозных камер перемещаются, поворачивая при этом разжимные кулаки, которые прижимают колодки к тормозным барабанам. При отпускании педали тормозной кран перекрывает выход воздуха из баллонов и выпускает воздух из тормозных камер в атмосферу.

Регулировка рабочего тормоза ЗИЛ-130

Регулировка рабочего тормоза ЗИЛ-130 может быть полная или частичная. При регулировке тормоза должны быть холодными. Полная регулировка производится только после разборки и ремонта тормозов или нарушения концентричности рабочих поверхностей тормозных колодок и барабанов в результате ослабления крепления осей колодок.

Полную регулировку надо производить в следующем порядке:

Частичная регулировка производится для уменьшения зазора между колодками и барабаном. Наличие больших зазоров, при которых требуется проведение частичной регулировки, обнаруживают по увеличению хода штока тормозных камер, который не должен превышать для передних тормозов 35 мм, для задних тормозов 40 мм.

При большом ходе штоков требуется частичная регулировка.

Частичную регулировку выполняют только вращением осей червяков регулировочных рычагов, так же как и при полной регулировке. При частичной регулировке не следует ослаблять гаек осей колодок и изменять установку осей, так как это может привести к нарушению плотности прилегания колодок к барабану при торможении.

В случае изменения установки осей необходимо производить полную регулировку.

При проведении регулировок надо устанавливать наименьший ход штоков тормозных камер. Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес следует стремиться к тому, чтобы ходы штоков правых и левых камер были одинаковыми.

Источник

Частичная регулировка тормозов зил 130

Тормозные механизмы колес автомобиля ЗИЛ-130

Регулировка тормозных механизмов колес может быть полной и частичной. Перед регулировкой тормоза должны находиться в холодном состоянии.

Полную регулировку выполняют только после разборки и ремонта тормозов или нарушения концентричности рабочих поверхностей колодок и барабанов в результате ослабления крепления осей колодок. Такую регулировку выполняют при помощи эксцентриковых осей колодок, проходящих через кронштейн осей, укрепленных в опорных тормозных дисках. При повороте осей колодок перемещается ось эксцентриситета и поворачивает колодки относительно тормозного барабана.

Полную регулировку передних и задних тормозов необходимо выполнять в следующем порядке.

Ослабить гайки 6 (см. рис. 43, а) крепления осей 7 колодок и сблизить эксцентрики осей, повернув оси метками одну к другой. Ослабить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опорному тормозному диску. На заднем мосту ослабить также болты крепления кронштейна разжимного кулака к картеру моста. Разжимный кулак должен находиться в среднем положении, не разжимая колодок.

Подать в тормозную камеру 31 сжатый воздух под давлением 1—1,5 кГ/см2 (нажимая на педаль тормоза при наличии воздуха в системе или воспользоваться сжатым воздухом из гаражной установки). При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока 30 тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг 21 в сторону хода штока тормозной камеры при затормаживании, прижать колодки 27 к тормозному барабану 8. Поворачивая эксцентрики осей 7 в одну и другую стороны, сцентрировать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозному барабану. Прилегание проверять щупом через окно в тормозном барабане на расстоянии 20—30 мм от наружных концов накладок. При регулировке следует проверить затяжку контргайки 29 вилки 28 штока.

На задних тормозах автомобиля прилегание колодок удобнее проверять со стороны редуктора моста при снятых щитках 3 (см. рис. 44) тормоза1. Щуп толщиной 0,1 мм не должен проходить сквозь всю ширину накладки тормозной колодки.

Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии сжатого воздуха — не отпуская регулировочного рычага и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и гайки болтов крепления кронштей-

на разжимного кулака. У тормозов задних колес автомобиля также затянуть болты крепления кронштейнов разжимного кулака к картеру заднего моста.

Прекратить подачу сжатого воздуха, а при отсутствии сжатого воздуха отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тормозной камеры.

Повернуть ключом ось 22 (см. рис. 43, б) червяка 23 (см. рис. 43, а), находящегося в зацеплении с шестерней 24, так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 15—25 мм для передних тормозов и 20—30 мм для задних тормозов (верхний предел имеет среднее значение). При этом разжимный кулак 18, поворачиваемый регулировочным рычагом 21, должен занять рабочее положение, но без разжима тормозных колодок 27.

Закончив регулировку, надо убедиться, что при включении и выключении подачи сжатого воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро, без задевания. Убедиться, что в оттормо-женном состоянии барабаны вращаются равномерно и свободно, не касаясь колодок, при этом колеса должны быть вывешены.

При полной регулировке зазоры между рабочей поверхностью тор.мозного барабана и накладками колодок должны быть: у разжимного кулака не менее 0,4 мм, у осей колодок не менее 0,2 мм.

Частичную регулировку выполняют для уменьшения зазоров между колодками и барабанами, увеличивающихся вследствие износа накладок и барабанов. Наличие больших зазоров, требующих частичной регулировки, обнаруживают по увеличению хода штоков тормозных камер, который не должен превышать 35 мм для передних тормозов и 40 мм для задних тормозов. При большом ходе штоков выполняют частичную регулировку вращением осей червяков регулировочных рычагов. Для этого необходимо: поднять домкратом регулируемое колесо или мост автомобиля, затем, вращая ключом в правую сторону за квадрат оси 22 (см. рис. 43, б) червяк 23 (см. рис. 43, а) регулировочного рычага, повернуть вал разжимного кулака 18 так, чтобы колесо затормозилось, после чего повернуть ось червяка шестерни 24 в левую сторону до свободного вращения колеса; замерить через окно барабана зазор между накладками колодок и рабочей поверхностью барабана. У правильно отрегулированного тормоза зазор должен соответствовать величине, указанной для полной регулировки тормозов.

Читайте также:  Мазда демио регулировка ручника

Закончив регулировку, следует убедиться в правильности ее, нажимая на педаль тормоза при вращающемся колесе.

При частичной регулировке не следует ослаблять гайки осей колодок и изменять их установку, так как это может привести к нарушению плотного прилегания колодок к барабану при торможении.

При полной и частичной регулировках надо устанавливать наименьшие ходы штоков тормозных камер.

Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес автомобиля следует стремиться к тому, что-бы ходы штоков правых и левых камер на каждом мосту мало отличались один от другого.

Источник

Тормозные системы ЗИЛ-130

Стояночный тормоз ( рис. 56) автомобиля трансмиссионный, барабанного типа, с двумя внутренними колодками. Стояночный тормоз можно использовать при движении только в аварийных случаях. Пользоваться стояночным тормозом при обычной езде не разрешается, так как он сильно нагружает механизмы силовой передачи, а при длительном притормаживании автомобиля тормоз нагревается до высокой температуры и может выйти из строя.

Рабочий тормоз ( рис. 57) барабанного типа, с двумя внутренними колодками, установлен на всех колесах автомобиля. Привод рабочего тормоза пневматический, обеспечивает возможность автоматического (синхронного с тормозами автомобиля) приведения в действие тормозов прицепа, если последний оборудован тормозами с пневматическим однопроводным приводом.

При нажатии на педаль тормозной кран открывает доступ сжатому воздуху из баллонов в тормозные камеры. Под давлением воздуха штоки тормозных камер перемещаются, поворачивая при этом разжимные кулаки, которые прижимают колодки к тормозным барабанам.

При отпускании педали тормозной кран перекрывает выход воздуха из баллонов и выпускает воздух из тормозных камер в атмосферу.

Регулировка стояночного тормоза. Стояночный тормоз регулируют для уменьшения зазоров между колодками и барабаном.

Регулировку следует производить на холодном тормозе в следующем порядке:

1. Отсоединить резьбовую вилку 19 тяги 20 привода от рычага 29.

2. Отвести рычаг 29 в крайнее переднее положение до упора в распорную втулку 26.

Если укороченная до предела тяга не обеспечивает затормаживания при перемещении стопорной защелки на шесть зубьев сектора, то нужно перенести палец 22, к которому присоединен верхний конец тяги 20, в следующее отверстие регулировочного рычага 18 тормоза, надежно затянуть гайку 23 и зашплинтовать. После этого следует произвести регулировку так же, как это указано в пп. 2 и 3.

На автомобилях, работающих с прицепами или полуприцепами, после регулировки стояночного тормоза необходимо убедиться, что падение давления в магистрали управления тормозами прицепа происходит раньше, чем затормаживание стояночного тормоза; для этого следует регулировать привод на наибольшее число зубьев сектора (шесть).

Уход за стояночным тормозом и приводом состоит в периодическом осмотре, очистке от грязи и проверке креплений.

Если от поверхности тормозных накладок до головок заклепок остается менее 0,5 мм, то накладки нужно заменить. Трущиеся поверхности шарнирных соединений тормоза и привода надо периодически смазывать маслом.

При разборке стояночного тормоза неправильное снятие оттяжных пружин 5 ( рис. 56) и 14 колодок может привести к поломке крючков на колодках. Наиболее удобно снимать пружины специальными щипцами.

При отсутствии щипцов рекомендуется снимать колодки в следующем порядке:

— вывернуть болт 11 и снять ограничительную шайбу 12;

— одновременно снять обе колодки с оси и разжимного кулака,
после чего пружины легко освобождаются.

Устанавливать колодки следует в обратном порядке, т. е. зацепить пружины за крючки на обеих колодках, раздвинуть колодки и надеть их на ось и кулак, а затем закрепить колодки.

Регулировка рабочего тормоза может быть полная или частичная. При регулировке тормоза должны быть холодными.

Полная регулировка производится только после разборки и ремонта тормозов или нарушения концентричности рабочих поверхностей тормозных колодок и барабанов в результате ослабления крепления осей колодок.

Полную регулировку надо производить в следующем порядке:

1. Ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув оси метками одну к другой. Метки поставлены
на наружных выступающих над гайками торцах осей. Отпустить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака, а на заднем мосту отпустить также и болты крепления кронштейна разжимного кулака к картеру моста, предварительно сняв щитки.

2. Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 1-1,5 кгс/см2 (100-150 кПа), нажимая на педаль тормоза при наличии воздуха в системе или воспользовавшись сжатым воздухом стационарной установки.

В случае отсутствия сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при затормаживании, прижать колодки к тормозному барабану.

Поворачивая эксцентрики то в одну, то в другую сторону, сцентрировать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозному барабану.

Прилегание колодок к барабану проверять щупом через окно в переднем тормозном барабане на расстоянии 20-30 мм от наружных концов накладок. На задних тормозах прилегание удобнее проверять со стороны редуктора моста. Щуп 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки.

3. Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии сжатого воздуха не отпуская регулировочного рычага и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опорному диску тормоза. У тормозов заднего моста затянуть болты крепления кронштейнов разжимного кулака к картеру и болты крепления опоры разжимного кулака на суппорте.

Читайте также:  Шевроле авео регулировка клапанов зазоры

4. Прекратить подачу сжатого воздуха, а при отсутствии сжатого воздуха отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тормозной камеры.

5. Повернуть ось червяка регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 15-25 мм для передних тормозов и 20-30 мм для задних. Убедиться, что при включении и выключении подачи воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро.

6. Проверить, как вращаются в отторможенном состоянии барабаны. Они должны вращаться равномерно и свободно, не касаясь колодок. Затем на задних тормозах установить щитки.

Частичная регулировка производится для уменьшения зазора между колодками и барабаном.

Наличие больших зазоров, при которых требуется проведение частичной регулировки, обнаруживают по увеличению хода штока тормозных камер, который не должен превышать для передних тормозов 35 мм, для задних тормозов 40 мм. При большом ходе штоков требуется частичная регулировка.

Частичную регулировку выполняют только вращением осей червяков регулировочных рычагов, так же как и при полной регулировке (пп. 5 и 6).

При частичной регулировке не следует ослаблять гаек осей колодок и изменять установку осей, так как это может привести к нарушению плотности прилегания колодок к барабану при торможении.

В случае изменения установки осей необходимо производить полную регулировку.

При проведении регулировок надо устанавливать наименьший ход штоков тормозных камер.

Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес следует стремиться к тому, чтобы ходы штоков правых и левых камер были одинаковыми. Уход заключается в регулировке зазоров между колодками и барабанами, а также в периодическом осмотре, очистке тормозов и проверке креплений.

При осмотре необходимо проверить следующее:

1. Надежность крепления тормозных дисков к поворотным кулакам передней оси.

2. Затяжку гаек осей колодок.

3. Состояние фрикционных накладок:

а) если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок составляет менее 0,5 мм, то надо заменить тормозные накладки;

б) при смазке деталей необходимо предохранять тормозные накладки стояночного и рабочего тормозов от попадания на них масла, так как фрикционные свойства промасленных накладок нельзя полностью восстановить чисткой и промывкой;

в) в случае выхода из строя одной из накладок левого или правого тормоза необходимо заменить все накладки у обоих тормозов (левого и правого).

4. Состояние осей колодок. Если колодки не вращаются свободно на осях, то нужно, не нарушая установки осей, снять колодки, очистить рабочие поверхности от ржавчины и наложить тонкий слой смазки. После установки колодок лишнюю смазку удалить.

5. Валы разжимных кулаков. Валы должны вращаться в кронштейне свободно, без заеданий. Смазывают валы в соответствии с таблицей смазки. Следует иметь в виду, что применение смазки должно быть умеренным, так как лишнее ее количество может попасть в тормоз.

6. Действие педали. Педаль после нажатия должна легко возвращаться в исходное положение; если этого не происходит, то нужно проверить действие оттяжной пружины и перемещение деталей привода тормозного крана, которое должно быть свободным.

Воздушный компрессор ( рис. 59) поршневого типа, двухцилиндровый. Поршни алюминиевые с плавающими поршневыми пальцами; от осевого перемещения пальцы в бобышках поршня фиксируются стопорными кольцами.

Блок и головка охлаждаются жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя. Жидкость в систему охлаждения компрессора подается из водяной рубашки впускного трубопровода двигателя в блок цилиндров, поступает в головку компрессора и сливается во всасывающую полость водяного насоса.

При каждом техническом обслуживании необходимо проверять затяжку гаек крепления компрессора на головке двигателя, крепление шкива, натяжение приводного ремня, затяжку гаек шпилек, крепящих головку, и других крепежных деталей.

Гайки шпилек, крепящих головку, следует затягивать равномерно в два приема. Окончательный момент затяжки должен быть равен 1,2-1,7 кгс-м (12-17 Н-м).

Ремень привода компрессора нужно натягивать так, чтобы при приложении усилия 4 кгс (40 Н) прогиб ветви ремня, расположенной между шкивами компрессора и вентилятора, был равен 5-8 мм. Натяжение ремня надо проверять ежедневно и в случае необходимости регулировать перемещением компрессора. Для этого нужно ослабить гайки крепления нижней крышки к кронштейну и с помощью регулировочного болта 20 обеспечить необходимую величину натяжения. После этого затянуть крепление компрессора и законтрить регулировочный болт контргайкой.

Регулятор давления автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в системе, впуская воздух в разгрузочное устройство компрессора или выпуская воздух из него.

Регулятор давления регулируют в такой последовательности:

3. Предохранительный клапан ( рис. 60) предназначен для предохранения пневматической системы от чрезмерного повышения давления в случае выхода из строя регулятора давления. Клапан установлен на переднем правом баллоне и отрегулирован так, что он открывается по достижении в пневматической системе давления воздуха 9-9,5 кгс/см2 (900-950 кПа). Клапан регулируют на заданное давление винтом 6, который стопорится контргайкой.

Комбинированный тормозной кран ( рис. 61) предназначен для регулирования подачи сжатого воздуха из воздушного баллона к тормозным камерам. Его устанавливают на автомобили и самосвалы, работающие с прицепами или полуприцепами.

Уход за тормозным краном заключается в периодическом осмотре, проверке герметичности, проверке работы крана и очистке его от грязи. Необходимо следить за состоянием защитного резинового чехла и плотностью крепления крышек к корпусу, так как попадание грязи внутрь крана на трущиеся поверхности может привести к прекращению работы крана. Необходимо проверять герметичность тормозного крана с помощью мыльной эмульсии.

Соединительная головка служит для соединения воздухопроводов автомобиля и прицепа. Если соединительная головка автомобиля не соединена с головкой прицепа, то крышка должна быть закрыта.

Читайте также:  Диагностирование и регулировка управляемых колес

Кран 8 ( рис. 58) отбора воздуха предназначен для отбора воздуха из воздушных баллонов и находится на правом переднем воздушном баллоне.

Тормозные камеры предназначены для приведения в действие рабочих тормозов автомобиля. Шток тормозной камеры при помощи вилки и пальца соединен с регулировочным рычагом разжимного кулака рабочего тормоза.

Периодически следует проверять герметичность тормозных камер. Для этого, нажимая на педаль тормоза, наполняют камеры сжатым воздухом, затем смачивают мыльной эмульсией (кроме фланца тормозной камеры) места прохода болтов и штока через корпус камеры, отверстия в корпусе и место присоединения трубопровода к камере. Утечку воздуха обнаруживают по образованию мыльных пузырей. Чтобы устранить утечку, необходимо равномерно подтянуть все болты крепления крышки камеры.

Если утечка воздуха продолжается, то надо заменить диафрагму камеры.

В случае деформации корпуса или крышки их нужно выправить. Срок службы диафрагмы тормозных камер два года. По окончании этого срока диафрагмы рекомендуется заменить.

Перед выездом необходимо убедиться, что давление в системе не ниже 4,5 кгс/см2 (450 кПа). Во время движения давление в пневматической системе тормозов должно быть в пределах 6-7,7 кгс/см2 (600-770 кПа). Можно допускать только кратковременное снижение давления при частых повторных торможениях.

Во избежание полного израсходования воздуха при частых торможениях нельзя останавливать двигатель на длинных спусках.

Повышение давления в системе более 7,7 кгс/см2 (770 кПа) указывает на неисправность регулятора давления или разгрузочного устройства; повышение давления более 10 кгс/см2 (1000 кПа) указывает, кроме того, на неисправность предохранительного клапана. В этом случае необходимо немедленно устранить неисправности.

При резком полном нажатии на педель тормоза (при неработающем двигателе) давление в баллонах должно несколько снизиться (верхняя шкала манометра), а давление в тормозных камерах (нижняя шкала манометра) должно стать равным давлению в воздушных баллонах. После этого не должно быть заметного перемещения стрелок манометра в течение времени, пока педаль нажата. Дальнейшее понижение давления свидетельствует о нарушении герметичности пневматической системы.

После того как педаль тормоза резко отпущена, время падения давления в тормозных камерах (по нижней шкале манометра) не должно превышать 2 с.

При свободном положении тормозной педали при неработающем двигателе падение давления в системе тормозов по показанию верхней стрелки манометра не должно превышать 1 кгс/см2 (100 кПа) в течение одного часа.

Быстрое падение давления в пневматической системе при остановке двигателя указывает на повышенную утечку воздуха из системы.

Место сильной утечки воздуха может быть определено на слух. Небольшая утечка может быть определена с помощью мыльной эмульсии, которой следует смочить места возможной утечки. Утечку воздуха через соединения устраняют подтягиванием соединительной арматуры.

Следует периодически проверять, не касаются ли шланги передних тормозных камер колес, повернутых до отказа влево и вправо.

Для обеспечения нормальной работы системы пневматического привода рабочих тормозов необходимо при технических осмотрах открывать спускные краны в воздушных баллонах и сливать конденсат.

Не следует допускать скопления конденсата в баллонах, так как это может привести к попаданию конденсата в рабочие аппараты пневматического привода рабочих тормозов.

Количество конденсата зависит от состояния компрессора и влажности окружающего воздуха; поэтому конденсат необходимо сливать ежедневно.

Наличие большого количества масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.

Зимой нужно особенно тщательно следить за сливом конденсата из воздушных баллонов во избежание замерзания его в трубопроводах пневматического привода рабочих тормозов.

В случае замерзания конденсата нельзя подогревать баллоны открытым огнем (факелом, паяльной лампой и др.).

Периодически необходимо проверять регулировку пневматического привода рабочего тормоза и хода штоков тормозных камер.

Давление воздуха в пневматическом приводе рабочего тормоза нужно регулировать в следующем порядке.

При работе двигателя на холостом ходу надо увеличить давление воздуха в пневматической системе до 7,3-7,7 кгс/см2 (730-770 кПа) по показанию верхней шкалы манометра на щитке приборов; при этом показание нижней шкалы должно быть равно нулю (давление воздуха в тормозных камерах). Затем следует нажать до отказа на педаль тормоза. При приложении к концу педали усилия 20-30 кгс (200-300 Н) давление воздуха в тормозных камерах должно стать равным давлению воздуха в баллонах, а промежуточным положениям педали в пределах рабочего хода должны соответствовать промежуточные давления. При этом конец педали не должен доходить до пола на 10-30 мм. Если педаль упирается в пол или если зазор не соответствует указанной величине, необходимо отрегулировать величину хода педали тормоза, изменяя длину тяги, соединяющей рычаг тормозного крана с промежуточным рычагом привода, при помощи регулировочной вилки, навернутой на резьбовой конец тяги.

Если привод тормозного крана отрегулирован правильно, свободный ход конца тормозной педали должен быть в пределах 20- 30 мм при установке на автомобиле одинарного тормозного крана и 40-60 мм при установке комбинированного тормозного крана.

У автомобилей, оборудованных пневматическим приводом для управления тормозами прицепа, кроме того, необходимо проверить давление воздуха в соединительной магистрали. Для этого надо присоединить манометр к соединительной головке. В оттор-моженном состоянии этот манометр должен показывать давление в пределах 4,8-5,3 кгс/см2 (480-530 кПа). Если показание манометра не соответствует указанному, необходимо отрегулировать секцию крана, управляющую тормозами прицепа.

При плавном нажатии на педаль тормоза давление, показываемое манометром, подключенным к соединительной головке, должно плавно уменьшаться и дойти до нуля.

Промежуточным положениям педали должны соответствовать промежуточные показания манометра.

Кстати, очень интересный в пневматической системе такой вариант как безмасляный поршневой компрессор. Это может повысить надежность и долговечность работы системы

Иллюстрации к разделу

Рис. 56. Тормозной механизм стояночного тормоза

Источник

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Настройки и регулировки