Что такое система регулировки скорости

Как выбрать регулятор скорости вращения вентиляторов

Зачем нужен регулятор скорости вращения вентиляторов (реобас)?

Не секрет, что высокопроизводительные микропроцессорные устройства греются при работе: чем больше нагрузка – тем сильнее. Для многих элементов современного компьютера установки на «чип» обычного радиатора уже недостаточно – требуется активный отвод тепла. Проще всего это реализовать с помощью вентилятора (кулера): уже никого не удивляют системные блоки с суммарным числом кулеров в 8-10 шт. Иногда на материнской плате не хватает разъемов для подключения дополнительных вентиляторов, и подключение производится через разветвитель питания или реобас.

Одиночный кулер шумит несильно и электроэнергии потребляет мало. Но если в корпусе их с десяток, шум становится уже некомфортным, да и потребление электроэнергии возрастает до вполне заметных значений.

Чаще всего необходимость изменения скорости вращения вентиляторов связана как раз с избыточной шумностью системного блока. Если эффективность охлаждения системного блока достаточно высока и перегрева каких-либо элементов компьютера не возникает даже при самых высоких нагрузках, можно попробовать снизить скорость вращения некоторых вентиляторов.

Одним из способов такого снижения является использование реобаса – многоканального регулятора скорости вращения вентиляторов.

Но этот способ – не единственный. Большинство современных материнских плат способно регулировать скорость вращения подключенных вентиляторов. Во многих случаях даже не понадобится установки какого-либо программного обеспечения – необходимая функция встроена в BIOS.

Для входа в BIOS необходимо при загрузке компьютера нажать определенную клавишу (или сочетание клавиш), чаще всего – Delete. Если по нажатию Delete при загрузке компьютера ничего не происходит, следует посмотреть на нижние строчки экрана при загрузке – там при начале загрузки обычно выводится подсказка, какие именно клавиши следует нажимать для входа в BIOS.

Примеры страниц BIOS с настройками работы вентиляторов

В BIOS следует найти страницу с настройками работы вентиляторов (Fan Speed, Fan Control, Fan Profile и т.п.) Настройки CPU Fan относятся к кулеру процессора, Chassis Fan – к кулеру (или кулерам) корпуса. Настройки кулера процессора следует менять только если вы точно знаете, что делаете и уверены в правильности своих действий – перегрев процессора может привести к выходу его из строя. Настройки кулера корпуса не столь критичны, но бездумно их менять тоже не стоит; будет нелишним перед изменением записать все старые значения.

Для регулировки скорости вращения в первую очередь следует убедиться, что эта функция включена: параметр Q-Fan Control (или Fan Speed Control) должен иметь значение Enabled. При этом становятся доступны параметры тонкой настройки вентилятора – в некоторых BIOS их много, в других меньше. Чаще всего самым простым способом снижения шума (или, наоборот, улучшения охлаждения) является смена профиля (Q-Fan Profile). Для снижения шума следует установить его в Silent, для увеличения охлаждения – в Performance или Turbo.

Читайте также:  Регулировка стояночного тормоза вольво s60

После сохранения настроек и перезапуска системы следует убедиться, что настроенный кулер крутится и что не происходит перегрева системы, в обратном случае следует вернуть старые настройки BIOS.

Если нужные настройки в BIOS не нашлись, не стоит расстраиваться – чаще всего подключенными к материнской плате вентиляторами можно управлять и с помощью специализированного ПО. Самая популярная из таких программ (и при этом абсолютно бесплатная) – это speed fan. При запуске программы в первой же вкладке будут отображены все найденные вентиляторы, их скорости вращения и температуры элементов компьютера – на них следует ориентироваться при настройке кулеров. Рекомендации по настройке те же – следует с осторожностью оперировать настройками CPU Fan (кулер процессора) и GPU Fan (кулер видеокарты). При изменении скоростей (от 0 до 100%) следует отслеживать воздействие этих изменений на температуру. В программе также можно задать критические температуры для всех элементов и, указав, какой кулер за какую температуру отвечает, запустить режим автоматического регулирования скорости вентиляторов.

Если же ни speed fan, ни другие аналогичные программы «не увидели» вентиляторов, или если вентиляторы вообще подключены не к материнской плате – тогда для настройки их скорости вращения потребуется реобас.

Перед рассмотрением характеристик реобасов следует упомянуть об еще одной, очень частой причине повышенной шумности вентиляторов – забивание кулеров пылью и/или загустевание в них смазки. Если вам кажется, что раньше компьютер шумел меньше, возможно, никаких программ и устройств для снижения шума не потребуется – достаточно будет почистить кулер от пыли и (при необходимости) обновить смазку.

Характеристики регуляторов скорости вращения вентиляторов

Тип реобаса

Основная задача разветвителя питания – обеспечить питанием дополнительные вентиляторы, для которых не нашлось разъемов на материнской плате. Разветвитель может и вообще не иметь функции управления скоростью вращения вентиляторов. Если такая функция и есть, то реализована она будет программно.

Регулятор оборотов (реобас) – обладает большей, по сравнению с разветвителем, функциональностью. Кроме подключения дополнительных вентиляторов, реобас предоставляет и некоторые дополнительные возможности, среди которых могут быть:

— контроль и отображение скорости вращения каждого подключенного вентилятора;

— контроль температуры от собственного термодатчика (или нескольких термодатчиков);

— автоматическая или ручная регулировка скоростей вращения вентиляторов;

— контроль и отображение мощности, потребляемой подключенными вентиляторами

Тип управления скоростью вращения может быть ручным или автоматическим.

При ручном управлении скорость вращения задается оператором вручную – с помощью кнопок, ручки регулятора или на сенсорном экране. Несмотря на простоту такого способа управления, удобным он будет только в тех случаях, когда не требуется менять скорость вращения вентиляторов во время работы компьютера. Для подстройки скорости вращения корпусных вентиляторов такой способ еще сгодится, а для управления скоростью вращения кулера процессора – уже нет.

Автоматический тип управления, предусматривающий автоматическое изменение скорости вращения кулера в зависимости от показаний термодатчика, намного удобнее в эксплуатации и обеспечивает лучшие условия работы оборудования. Для управления кулерами элементов, сильно меняющих температуру в зависимости от нагрузки, следует использовать реобасы с автоматическим типом управления.

Читайте также:  Регулировка распределителя гидравлики мтз

Количество подключаемых вентиляторов определяет, какое максимальное количество вентиляторов можно подключить к реобасу. Следует иметь в виду, что с ростом количества подключенных вентиляторов, растет и потребляемая устройством мощность; у блока питания компьютера должен быть достаточный запас мощности.

Наличие дисплея с возможностью вывода на него значений температур и скоростей вращения вентиляторов в некоторых случаях может оказаться нелишним. Дисплей может предупредить о приближающемся перегреве или неисправности вентилятора и предотвратить сбой или потерю данных. Для серверов (часто не имеющих своего монитора) такой дисплей будет особенно полезен.

Контроль температуры осуществляется по термодатчикам материнской платы либо по собственным термодатчикам реобаса. В последнем случае следует также выяснить количество каналов измерения температуры (проще говоря, количество термодатчиков). У многих реобасов контроль температуры производится по одному термодатчику. Если к такому реобасу предполагается подключение и кулеров процессора/видеокарты, это может привести к проблемам (если установить датчик у процессора, он может «не заметить» перегрева видеокарты и наоборот). Реобасы с несколькими термодатчиками стоят дороже, но в случаях, аналогичных вышеприведенному, на этом экономить не стоит.

Разъемы для подключения вентиляторов могут быть 2-pin 3-pin и 4-pin.

2-pin и 3-pin разъемы предполагают управление скоростью вращения вентилятора с помощью изменения его напряжения питания. Этот наиболее простой способ, поэтому реализующие его реобасы и вентиляторы недороги. Недостатками этого способа является невысокая точность задания частоты вращения и снижение крутящего момента со снижением напряжения. Вентиляторы с 3-pin разъемом вообще не могут крутиться медленнее некоторого порогового значения – крутящий момент становится настолько мал, что его не хватает для проворота крыльчатки. Для корпусных вентиляторов и вентиляторов жестких дисков такие вентиляторы подойдут, но на процессоры уже давно принято ставить вентиляторы, подключаемые 4-pin разъемом.

Разъем питания реобаса может быть 3-pin (в этом случае регулятор скорости подключается к одному из свободных 3-pin разъемов материнской платы) 4-pin Molex (питание берется с одного из разъемов блока питания) и SATA (питание берется с разъема SATA материнской платы).

Варианты выбора

Если вам нужно просто подключить пару дополнительных вентиляторов по минимальной цене – выбирайте разветвитель питания для вентиляторов по цене от 230 рублей.

Если какой-то из вентиляторов системного блока крутится слишком сильно, обратите внимание на регуляторы скорости вращения одного вентилятора с ручным управлением. С его помощью можно будет легко подстроить скорость вращения вентилятора до требуемой и стоить он будет от 180 рублей.

Для управления несколькими корпусными вентиляторами можно приобрести реобас на несколько вентиляторов с ручным управлением. В зависимости от дополнительных функций он обойдется вам в 900-3800 рублей.

Для управления всеми вентиляторами компьютера следует выбирать реобас на несколько вентиляторов с возможностью автоматического управления их скоростью вращения. Такие стоят в диапазоне 230-8000 рублей.

Читайте также:  Регулировка развала на бмв е30

Источник

Cистема регулировки скорости автомобиля

При помощи системы по регулированию скорости транспортного средства, можно зафиксировать значение скорости, когда оно превышает 30-ти километров в час. Также есть возможность поддержания ее на одинаковом уровне.

К входным сигналам относятся:

1. Вращательная частота коленвала;

2. Нагрузка непосредственно на двигатель – измерительный сигнал от массового воздушного расхода;

3. Скорость, при которой движется автомобиль;

4. Подача сигнала о производящемся торможении;

5. Подача сигнала о том, что сцепление выжимается;

Подача сигналов о включении/выключении от переключателя СРС:

1. Управление блока дроссельной заслонкой;

2. Управление блока от двигателя;

3. Измеритель воздушного массового расхода;

4. Вращательная частота датчика коленвала;

5. Датчик при нажатии на педаль тормоза;

6. Датчик при нажатии на педаль сцепления;

7. Переключение СРС;

8. Скорость, при которой движется автомобиль.

По определенному сигналу переключателя СРС двигательный блок управления начинает управлять дроссельной заслонкой. Затем эта дроссельная заслонка начинает открываться до такой степени, какая ей нужна для того, чтобы поддерживать заданную водителем скорость. У тех машин, у которых оборудовано многофункциональное рулевое колесо, предусмотрели наличие дополнительного переключателя СРС. Когда поступают сигналы о том, что либо производится торможение, либо выжимается сцепление, автоматически выключается система, которая регулирует скорость. Модуль акселераторной педали подает сигналы, которые в последующем поступают непосредственно на вход блока, который контролирует управление двигателем. В этом блоке начинают обрабатываться сигналы, учитывая все дополнительные величины, и затем создается наилучший режим работы для двигателя, который соответствует крутящему моменту, заданному водителем. От электромотора у дроссельной заслонки поступает сигнал поворота, и начинается новый рабочий режим. Когда загорелась контрольная лампа, это значит, что в самой системе возникла какого-то рода неисправность.

Регулировка скорости автоматическим режимом:

Довольно удобная и полезная функция – автоматич. регулировка скорости. Особенно, когда водителю приходится долгое время ехать на одном уровне скорости, это позволяет ему быть более расслабленным. При помощи одной клавиши, которая находится на рычаге под рулем, есть возможности включить функцию “круиз-контроля”. Но скорость при этом должна составлять от 30-ти до 240 километров в час. Существует еще одна функция – адаптированного «круиз-контроля», ее можно купить на заказ. Она будет регулировать скорость автомобиля исходя из того, какое расстояние находится до впереди находящегося автомобиля. Принцип его работы заключается в следующем: в центральном переднем воздухозаборнике находится специальный датчик-радар, который начинает контролировать зону не более чем на 200 метров на своей полосе, перед транспортным средством. Затем эта система начинает понижать скорость, сбрасывая подачу газа, и медленно автомобиль начинает притормаживать, замедление длится где-то до 3,5 м/с2. Таким образом, и работает эта система до тех пор, пока настроенная дистанция впереди находящегося автомобиля не будет достигнута. При необходимости торможения более резкого, водитель должен делать это самостоятельно. В этом случае транспортное средство начинает следовать за впереди едущим автомобилем с меньшей скоростью.

Источник

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Настройки и регулировки