Электронная регулировка оборотов печки

Audi 80 JN KE-Jetronic › Бортжурнал › ШИМ-регулятор печки вместо штатных резисторов

Привет Бочководы! Решил поделиться с Вами одним из методов восстановления работоспособности печки, вернее её электрической части.
Еще под конец зимы перестали работать первая и вторая скорости печки. Проверил блок резисторов и электродвигатель печки, все в порядке. Пришел к выводу, что подгорели контакты на переключателе скоростей в блоке управления. Изучив предложения Интернет-магазинов, понял, что цена на этот блок переключателей мягко говоря завышена. Принял решение восстанавливать контакты на этом злополучном блоке управления печкой.
Разобрал половину «бороды», снял переключатель и под контактами первой и второй скорости увидел оплавленную пластмассу. В результате оплавления и небольшой деформации основания, контакты не соприкасались друг с другом. Все восстановил, поправил (на горячую) основание контактной группы, почистил сами контакты. Так как уже этот узел после моего такого ремонта, то возникли у меня подозрения, что в таком виде он уже не сможет нормально включать мотор печки и вскоре обязательно поплавится снова. Решено было делать электронную регулировку скоростей печки, при этом не внося НИКАКИХ! изменений в конструкцию и проводку самого автомобиля.
По книгам изучил схему данного агрегата и вот что нарыл. В двух разных букварях электрическая схема, вернее сама схема переключателя скоростей выглядит одинаково. И согласно рисунка переключатель должен последовательно включать ламели контактов в зависимости от положения ручки регулировки. Т.е. На первой скорости замкнут первый контакт, на второй — второй и т.д.

Но когда ремонтировал блок переключателей, то обратил внимание на то, что контакты замыкаются так: — на первой скорости один контакт, на второй — уже два, на третьей — три и на последней — все четыре контакта замкнуты.

Никто из ремонтирующих этот выключатель не упомянул о данном нюансе. Хотя, даже здесь, на Драйве, полно таких отчетов о ремонте. Ну, да ладно, сам разобрался.
Схема нового блока регулировки выглядит предельно просто.

Так как с написанием программы для МК у меня большие проблемы, попросил это сделать за меня в сообществе «Электронные поделки». Хорошие люди откликнулись и помогли, спасибо огромное им за это. Особенную благодарность хочу выразить драйвовчанину Алексею с ником ATwice, который в процессе конструирования и отладки устройства изменял и дорабатывал программу.
Получилось так: — на первом положении ручки регулировки ШИМ — 25%, на вором — 50%, на третьем — 75% и на четвертом — без ШИМа 100%.
Дальше будет меньше букв и больше фотографий процесса изготовления данного контроллера.

Источник

Лада 2106 Приоро-движок › Бортжурнал › Делаем плавную регулировку вентилятора печки

Везде в интернете рассказывают, как поставить 4-х позиционный регулятор от Калины, принцип действия которого заключается в переключении 4-х силовых резисторов разного номинала. Но мы пойдем другим путем — решим вопрос кардинальным образом, применяя современные технологии. Будем делать плавный регулятор оборотов.

Читайте также:  Регулировка клапанов 402 двигателя автомобиля газель

В описании к набору написано:
«Регулятор яркости ламп накаливания 12В/50A
Устройство предназначено для регулировки яркости ламп накаливания, работающих от постоянного тока, мощностью до 600Вт (50А). … Предлагаемое устройство можно использовать в качестве регулятора мощности различных нагревателей, работающих от напряжения постоянного тока, например, подогревателей автомобильных сидений или двигателей. Устройство можно использовать для регулирования оборотов мощных двигателей постоянного тока. Применение современной элементной базы позволило повысить КПД регулятора до 99 % и максимально уменьшить габариты устройства.»

Вентилятор печки потребляет до 6 ампер, соответственно, данный регулятор подойдет.
Будем собирать и смотреть. Продолжение следует…

UPD. В комментариях к набору обнаружил следующий диалог:
Евгений58 17.11.2016 04:16
Здравствуйте. Подключил этот регулятор к электромотору печки, добавив при этом диод между выводами мотора. Мотор при работе постоянно пищит, можно ли в этой схеме увеличить частоту ШИМ за диапазон слышимости? Как это сделать?
+1 Советник 17.11.2016 10:11
Замените конденсаторы С2 и С4 на номинал 2,2нФ и 22нФ соответственно, пищать перестанет.

Если будет пищать, знаю что делать.

Продолжение 24.09.2017
Теперь задача сверстать все это на автомобиль.
Электрическая схема подключения вентилятора печки классики всем известна

Я решил сохранить выбор вариантов следующим образом:
Первое положение переключателя — подача напряжения на двигатель через шунт, как и было раньше — фиксированная половинная скорость.
Второе положение переключателя — подача напряжения через схему плавной регулировки.
Однако, посмотрев на схему подключения регулировки, становится понятно, что напряжение на двигатель должно подаваться с точек 2 и 3, а с контактом GND у двигателя не будет прямого контакта, только через транзистор VT1 схемы плавного управления.

Поэтому сохранить управление через плюсовой провод не удастся, придется переделать трехпозиционный переключатель на минусовой провод. Схема получилась следующая:

Для чего нужен шунтирующий диод? — при прекращении импульса ШИМ с устройства питания индуктивная нагрузка (двигатель) создает обратный всплеск напряжения, который вредным образом воздействует на транзистор. Что и было проверено экспериментально: и с диодом, и без диода каких-либо существенных изменений в поведении двигателя не обнаружено, но с диодом транзистор был холодным. Как только отключал диод — транзистор сразу же начинал безбожно греться.

Следующий нюанс — частота управления ШИМ — 500 Гц — это звуковая частота, поэтому двигатель издавал писк. Чтобы писка не было, нужно, как уже было замечено, сдвинуть частоту ШИМ за предел слышимости — 20 000 Гц. Для этого заменил конденсаторы C2 и C4 на 2,2нФ и 22нФ соответственно. Писк исчез практически полностью. Но! Стал снова греться транзистор, хотя не так сильно, как без диода. Легко предположить вероятную причину: диод не рассчитан на частоту 20 кГц, он медленный, не успевает закрываться, и пропускает обратный импульс. Китайский диод на 10А 1000В.
Нужно заменить на высокочастотный (диод Шоттки или ультрафаст КД213).

Итак, заменил диод на КД213, однако транзистор все равно греется. Путем общения на форумах было выяснено, что при повышении частоты за 20 кГц резко падает КПД данного регулятора, транзистор не успевает открываться и закрываться полностью, поэтому работает не в ключевом режиме.

Читайте также:  Регулировка цапф зимний режим

Понизил частоту до 10 Гц — эта частота находится тоже за пределами слышимости. Для этого увеличил номиналы конденсаторов С2 и С4 на 22нФ и 2,2мкФ соответственно. Теперь транзистор холодный и вентилятор тоже работает отлично.

Была еще одна особенность. Регулировка вентилятора работала не на всем диапазоне поворота потенциометра, а только где-то на участке 15% от его полного оборота. Поэтому был куплен переменный резистор на 10 кОм вместо 50 кОм, был вынесен за пределы печатной платы, и к каждой из боковых ножек временно припаяно по переменному резистору на 50 кОм. После установки на автомобиль были экспериментальным путем подобраны величины этих боковых резисторов таким образом, чтобы при минимуме главного потенциометра вентилятор обдувал едва-едва, а на максимуме — в полную силу.

Итоговый результат можно наблюдать на видео.

ВЫВОДЫ:
1. Справедливости ради надо сказать, что при минимальных регулировках обдува существующая система не дает заметного эффекта. Просто движение автомобиля без работы вентилятора дает больший обдув, чем работающий вентилятор на минимальных оборотах. Это связано с низкой эффективностью лопастного вентилятора. У всех современных автомобилей используется центробежный вентилятор (улитка), который при более бесшумной работе обеспечивает гораздо более сильный поток воздуха.
Поэтому корпус собранного регулятора я добавил пару подстроечных резисторов по 10 кОм, и величины были подобраны так, чтобы при минимальном положении регулятора обдув все-таки обеспечивался заметный. При максимальном положении — максимальный. А между ними, соответственно, свобода плавной регулировки.

2. Для совсем эффективной работы нужно подходить еще более коренным образом — менять конструкцию самой печки — лопастной вентилятор менять на улитку, с перепроектированием корпуса печки. Где-то на драйве были примеры такой переделки.

3. Еще хотелось бы добавить светодиодную индикацию (полоску) вокруг ручки регулятора, чтобы видеть уровень обдува визуально, т.к. проверять поток воздуха рукой не всегда удобно.

4. Электросхема классики такова, что вентилятор печки работает вне зависимости от того, включено ли зажигание. Т.е. теоретически возможно забыть выключить вентилятор, работающий на минимальных оборотах, и уйти, а утром придти и обнаружить посаженный аккумулятор. Поэтому нужно забор напряжения питания вентилятора переделать — брать с клеммы после замка зажигания, как у нормальных современных автомобилей. Для чего вентилятор сделан независимо от зажигания, непонятно. Ведь при выключенном двигателе обдув обеспечивает горячий воздух в течение минуты — не более, далее становится холодным.

Источник

Сообщества › Электронные Поделки › Блог › Плавная регулировка вентилятора печки

Здравствуйте! У меня приора, решил сделать плавную регулировку оборотов вентилятора печки. Порывшись по интернету нашел такую схему:

Делал ли кто по такой схеме? Если я поставлю транзистор irfp150, мне он нужен будет только один или так же несколько, мощность потребления примерно 100-120 ватт? И если поставить стабилизатор 7812, нужно ли будет менять другие детали?

Комментарии 66

Я ним на 30 ампер поставил и не парюсь

Всем спасибо за советы и обсуждения, собрал по такой схеме. Только стабилизатор не использовал.Микросхема К561лн2, диоды КД521. Транзистор взял со старой материнки K3570. Проверка показала на 100 вт лампе ничего не греется. Подключал моторчик, не пищит. Как потеплеет поставлю на машину и выложу отчет в БЖ.

Читайте также:  Регулировка тросов переключения передач мазда 6

Для электродвигателей разработана специальная микросхема MC33033, там и защита есть, хочешь тебе реверс, хочешь 3-х фазный БК мотор подключай, никакого тебе писка на малых оборотах. Регулирует обороты от 0 до 100%. На выходе ставь в параллель пару полевиков и хоть ножи точи! У меня такая микруха стоит на лодочном эл. моторе, два года — полет нормальный. Другой альтернативы для эл. моторов — нет.
datasheet.octopart.com/MC…ctor-datasheet-153595.pdf

Возможно писк во время работы будет слышен если мотор печки изначально не рассчитан на шим.

С чего вдруг? Где двигатели, которые на ШИМ рассчитаны продаются?

В чем прелесть написать непонятный вопрос?

хочу увидеть двигатель, который издает писк при работе от ШИМ и сразу второй вопрос, дабы не получить глупый ответ: какой «мегаспец» собрал так ШИМ, что конкретно такой-то двигатель издает писк при работе от него? И конечно уточняю вопрос из прошлого поста: покажите двигатель печки, который именно рассчитан на работу с ШИМ?

Пару лет назад парень на драйве собирал климат контроль на жигуль типа «зубила». У него был свист напоминающий вой в процессе работы мотора печки. Аналогичные проблемы были и у тех кто шел по его стопам. У вага кстати бесколлекторные моторы есть.

Ну так бесколлекторный мотор, это не стандартный мотор для печки, а здесь идет речь о моторе печки отечественного авто. А у парня был вой потому, что ШИМ был неправильно рассчитан. Это не проблема мотора, это вопрос к ШИМу, а точнее его проектировщику. Я тоже буду делать ШИМ, только на Соболя, но там будет комплексное мероприятие, возможно через отдельный контроллер двигателя (неграмотные называют его драйвером в связи со скудным словарным запасом), под управлением микроконтроллера. Кстати, думаю, что и двигатель электровентилятора охлаждения, тоже должен быть на ШИМ — это логичнее, чем мучить проводку и генератор резкими нагрузками. Вот бы его бесколлекторный поставить… а, это замечательная мысль, кстати.

Тогда уж оставить запуск вентилятора охлаждайки через дискретный датчик температуры на случай выхода из строя контроллера, а параллельно поставить свою систему плавного пуска и регулировки. Знаю что вентиляторы вентиляции так запускают, сначала частотником разгоняют а после контактором напрямую включают. И будет у вас умная машинка.

посмотри как у меня в личном блоге блоге. меня устраивало

Если уж и юзать 555й для ШИМа, то я бы как минимум повысил питание 555, т.к. руление затвором 9ю вольтами не очень. Полного отпирания транзистора не получится и будет нагрев. И хорошо бы поставить транзисторы в цепи затвора, для его заряда-разряда, что бы уменьшить время нарастания и спада ШИМа. Эмиттерный повторитель.Тобишь как бы 555ю можно черех КРЕНку. а сам транзистор VT2 коллектором к +12 не стабилизированному.
Но повторюсь, 555й далеко не лучший вариант для ШИМа, но в принципе допустимо.

Источник

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Настройки и регулировки