Электронная система регулировки фаз газораспределения

Электронная система регулировки фаз газораспределения

Двигатели без VVT имеют нерегулируемые распределительные валы, поэтому высота подъема, время открытия и фазы клапанов в них фиксируются один раз при установке коленвала и распредвалов. Изменяемые фазы газораспределения позволяют повысить характеристики двигателя, улучшить экономичность и снизить выбросы, за счет оптимизации работы двигателя с учетом режимов и нагрузки.

VVT дает возможность, в зависимости от частоты вращения, нагрузки и температуры, достигнуть большего перекрытия клапанов, изменять высоту подъема, длительность открытия и фазы. Например, при низкой частоте вращения и под нагрузкой фазы смещаются в сторону опережения, чтобы улучшить отклик на открытие дроссельной заслонки и повысить крутящий момент. На высоких оборотах фазы могут смещаться в сторону задержки, чтобы уменьшить выбросы и увеличить мощность.

В более поздних версиях используется электронное управление и гидравлический привод. Такие системы («непрерывного действия») могут использоваться на одном или обоих распредвалах. В них электромагнитный клапан регулируют подачу масла под давлением в регулятор (интегрированный в шкив или звездочку), где оно воздействует на соединенные с распредвалом лопасти и вызывает проворот вала относительно шкива. Помимо возможности регулировки фаз при любой частоте вращения, VVT непрерывного действия обеспечивают плавный переход между режимами по сравнению с дискретными системами.

В 2009 Fiat представил свою инновационную систему MultiAir, где выпускные клапаны приводятся от распредвала традиционным механическим путем, а на впускные воздействие от кулачка передается через электрогидравлическую систему с плунжером, электромагнитным клапаном и чисто гидравлическими толкателями. При полной нагрузке усилие на клапаны передается так, как будто имеется жесткая связь с кулачком. При частичных нагрузках клапан сбрасывает давление на части хода плунжера, обеспечивая подачу в цилиндры строго необходимого количества воздуха (что кроме прочего, позволяет отказаться от дроссельной заслонки). В итоге снижаются потери, улучшается экономичность, а характеристики двигателей приближаются к показателям моторов ощутимо большего рабочего объема.

В настоящее время производители исследуют и разрабатывают новые двигатели внутреннего сгорания без распредвалов, что означает окончание эпохи систем газораспределения и систем изменения фаз в привычном нам виде.

В сфере постгарантийного обслуживания автомобилей Autodata давно зарекомендовала себя в качестве одного из самых надежных, актуальных и точных источников технической информации. Непрерывная работа команды Autodata Online над обновлениями базы данных и регулярное пополнение ее самыми свежими моделями гарантируют, что подписчики всегда смогут получить необходимую информацию для обслуживания и ремонта автомобилей, просто войдя в систему.

Источник

vitalxbc › Блог › Система изменения фаз газораспределения.VANOS VVT VVT-i VTC CVVT VCP VTEC MIVEC.

Система изменения фаз газораспределения (общепринятое международное название Variable Valve Timing, VVT) предназначена для регулирования параметров работы газораспределительного механизма (смещение фаз и высоты подъема клапанов) в зависимости от режимов работы двигателя. Применение данной системы обеспечивает снижение расхода топлива, повышение мощности и выравнивания крутящего момента двигателя в широком диапазоне оборотов, топливную экономичность и снижение вредных выбросов.

К регулируемым параметрам работы газораспределительного механизма относятся:

1. Момент открытия (закрытия) клапанов;
2. Продолжительность открытия клапанов;
3. Высота подъема клапанов.

В совокупности эти параметры составляют фазы газораспределения – продолжительность тактов впуска и выпуска, выраженную углом поворота коленчатого вала относительно «мертвых» точек. Фаза газораспределения определяется формой кулачка распределительного вала, воздействующего на клапан.

На разных режимах работы двигателя требуется разная величина фаз газораспределения. Так, при низких оборотах двигателя фазы газораспределения должны иметь минимальную продолжительность («узкие» фазы). На высоких оборотах, наоборот, фазы газораспределения должны быть максимально широкими и при этом обеспечивать перекрытие тактов впуска и выпуска (естественную рециркуляцию отработавших газов).

Читайте также:  Регулировка топливной смеси карбюратор солекс 21083

Кулачок распределительного вала имеет определенную форму и не может одновременно обеспечить узкие и широкие фазы газораспределения. На практике форма кулачка представляет собой компромисс между высоким крутящим моментом на низких оборотах и высокой мощностью на высоких оборотах коленчатого вала. Это противоречие, как раз и разрешает система изменения фаз газораспределения.

В зависимости от регулируемых параметров работы газораспределительного механизма различают следующие способы изменяемых фаз газораспределения:

1. Поворот распределительного вала;
2. Применение кулачков с разным профилем;
3. Изменение высоты подъема клапанов.

Наиболее распространенными являются системы изменения фаз газораспределения, использующие поворот распределительного вала, в первую очередь впускного:

VANOS (Double VANOS) от BMW;
VVT-i (Dual VVT-i), Variable Valve Timing with intelligence от Toyota;
VVT, Variable Valve Timing от Volkswagen и китайских производителей;
VTC, Variable Timing Control от Honda;
CVVT, Continuous Variable Valve Timing от Hyundai, Kia, Volvo, General Motors;
VCP, Variable Cam Phases от Renault.

Принцип работы данных систем основан на повороте распределительного вала по ходу вращения, чем достигается раннее открытие клапанов по сравнению с исходным положением.

Конструкция системы изменения фаз газораспределения данного типа включает гидроуправляемую муфту и систему управления этой муфтой.

1. датчик Холла впускного распределительного вала
2. гидроуправляемая муфта впускного вала (фазовращатель)
3. впускной распределительный вал
4. датчик Холла выпускного распределительного вала
5. гидроуправляемая муфта выпускного вала (фазовращатель)
6. выпускной распределительный вал
7. электрогидравлический распределитель впускного вала (электромагнитный клапан)
8. электрогидравлический распределитель выпускного вала (электромагнитный клапан)
9. блок управления двигателем
10. сигнал от датчика температуры охлаждающей жидкости
11. сигнал расходомера воздуха
12. сигнал датчика частоты вращения коленчатого вала двигателя
13. масляный насос

Гидроуправляемая муфта (обиходное название фазовращатель, фазокрутилка, фазосдвигатель, фазер) непосредственно осуществляет поворот распределительного вала. Муфта состоит из ротора, соединенного с распределительным валом, и корпуса, в роли которого выступает шкив привода распределительного вала. Между ротором и корпусом имеются полости, к которым по каналам подводится моторное масло. Заполнение той или иной полости маслом обеспечивает поворот ротора относительно корпуса и соответственно поворот распределительного вала на определенный угол.

В большинстве своем гидроуправляемая муфта устанавливается на распределительный вал впускных клапанов. Для расширения параметров регулирования в отдельных конструкциях муфты устанавливаются на впускной и выпускной распределительные валы.

Система управления обеспечивает автоматическое регулирование работы гидроуправляемой муфты. Конструктивно она включает входные датчики, электронный блок управления и исполнительные устройства. В работе системы управления используются датчики Холла, оценивающие положения распределительных валов, а также другие датчики системы управления двигателем: частоты вращения коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости, расходомер воздуха. Блок управления двигателем принимает сигналы от датчиков и формирует управляющие воздействия на исполнительное устройство – электрогидравлический распределитель. Распределитель представляет собой электромагнитный клапан и обеспечивает подвод масла к гидроуправляемой муфте и отвод от нее в зависимости от режимов работы двигателя.

Система изменения фаз газораспределения предусматривает работу, как правило, в следующих режимах:

1. Холостой ход (минимальные обороты коленчатого вала);
2. Максимальная мощность;
3. Максимальный крутящий момент.

Другая разновидность системы изменения фаз газораспределения построена на применении кулачков различной формы, чем достигается ступенчатое изменение продолжительности открытия и высоты подъема клапанов. Наиболее известными системами являются:

VTEC, Variable Valve Timing and Lift Electronic Control от Honda;
VVTL-i, Variable Valve Timing and Lift with intelligence от Toyota;
MIVEC, Mitsubishi Innovative Valve timing Electronic Control от Mitsubishi;
Valvelift System от Audi.

Читайте также:  Регулировка сцепления хонда срв 1999

Данные системы имеют, в основном, схожую конструкцию и принцип действия, за исключением Valvelift System. К примеру, одна из самых известных система VTEC включает набор кулачков различного профиля и систему управления.

1. блокирующий механизм (стопорный штифт);
2. малые кулачки (кулачки низких оборотов);
3. впускной клапан;
4. коромысло (рокер) первого впускного клапана;
5. промежуточное коромысло;
6. коромысло второго впускного клапана;
7. большой кулачок (кулачок высоких оборотов)

А. Режим низких оборотов двигателя
Б. Переход с одного режима на другой
В. Режим высоких оборотов двигателя

Распределительный вал имеет два малых и один большой кулачок. Малые кулачки через соответствующие коромысла (рокеры) соединены с парой впускных клапанов. Большой кулачок перемещает свободное коромысло.

Система управления обеспечивает переключение с одного режима работы на другой путем срабатывания блокирующего механизма. Блокирующий механизм имеет гидравлический привод. При низких оборотах двигателя (малой нагрузке) работа впускных клапанов производится от малых кулачков, при этом фазы газораспределения характеризуются малой продолжительностью. При достижении оборотов двигателя определенного значение система управления приводит в действие блокирующий механизм. Коромысла малых и большого кулачков соединяются с помощью стопорного штифта в одно целое, при этом усилие на впускные клапаны передается от большого кулачка.

Другая модификация системы VTEC имеет три режима регулирования, определяемые работой одного малого кулачка (открытие одного впускного клапана, малые обороты двигателя), двух малых кулачков (открытие двух впускных клапанов, средние обороты), а также большого кулачка (высокие обороты).

Современной системой изменения фаз газораспределения от Honda является система I-VTEC, объединяющая системы VTEC и VTC. Данная комбинация существенным образом расширяет параметры регулирования двигателя.

Наиболее совершенная с конструктивной точки зрения разновидность системы изменения фаз газораспределения основана на регулировании высоты подъема клапанов. Данная система позволяет отказаться от дроссельной заслонки на большинстве режимов работы двигателя. Пионером в этой области является компания BMW и ее система Valvetronic. Аналогичный принцип использован и в других системах:

Valvematic от Toyota;
VEL, Variable Valve Event and Lift System от Nissan;
MultiAir от Fiat;
VTI, Variable Valve and Timing Injection от Peugeot.

В системе Valvetronic изменение высоты подъема клапанов обеспечивает сложная кинематическая схема, в которой традиционная связь кулачок-коромысло-клапан дополнена эксцентриковым валом и промежуточным рычагом. Эксцентриковый вал получает вращение от электродвигателя через червячную передачу. Вращение эксцентрикового вала изменяет положение промежуточного рычага, который, в свою очередь, задает определенное движение коромысла и соответствующее ему перемещение клапана. Изменение высоты подъема клапана осуществляется непрерывно в зависимости от режимов работы двигателя. Система Valvetronic устанавливается только на впускные клапаны.

1. сервопривод (электродвигатель)
2. червячный вал
3. возвратная пружина
4. кулисный блок
5. впускной распределительный вал
6. наклонная часть промежуточного рычага
7. гидрокомпенсатор впускного клапана
8. червячное колесо
9. эксцентриковый вал
10. промежуточный рычаг
11. коромысло впускного клапана
12. выпускной распределительный вал
13. гидрокомпенсатор выпускного клапана
14. коромысло выпускного клапана
15. выпускной клапан
16. впускной клапан

Источник

Устройство и принцип работы системы CVVT

Современное законодательство в области экологии заставляет автопроизводителей конструировать более совершенные двигатели, повышать их эффективность и снижать выбросы вредных веществ в отработанных газах. Конструкторы учатся управлять процессами, которые ранее принимались с компромиссными усредненными параметрами. Одной из таких разработок является система изменения фаз газораспределения (CVVT). В этой статье мы не будет подробно описывать про фазы газораспределения, с этой информацией можно ознакомиться здесь.

Устройство системы CVVT

CVVT (Continuous Variable Valve Timing) – это система непрерывного регулирования фаз газораспределения двигателя, обеспечивающая более эффективное наполнение цилиндров свежим зарядом. Это достигается за счёт смещения момента открытия и закрытия впускного клапана.

Читайте также:  Дмрв бмв е30 регулировка

Система включает в себя гидравлический контур, состоящий из:

Все компоненты системы устанавливаются в головке блока цилиндров двигателя. Фильтр системы VVT подлежит периодической чистке или замене.

Гидравлические муфты CVVT могут быть установлены как на впускном, так и на обоих валах ДВС.

В случае установки фазовращателей на впускном и выпускном распределительных валах эта система газораспределения будет называться DVVT (Dual Variable Valve Timing).

К дополнительным элементам системы также относятся датчики:

Данные элементы подают сигнал на ЭБУ двигателя (блок управления). Последний обрабатывает информацию и формирует сигнал на электромагнитный клапан, регулирующий подачу масла в муфту CVVT.

Муфта CVVT

Гидравлическая муфта (фазовращатель) имеет звёздочку на корпусе. Она приводится в движение ремнем или цепью привода ГРМ. Распределительный вал жестко соединен с ротором фазовращателя. Между ротором и корпусом муфты расположены масляные камеры. За счёт давления масла, создаваемого масляным насосом возможно смещение ротора и корпуса между собой.

Стопорный штифт необходим для работы фазовращателей в аварийном режиме. Например, при понижении давления масла. Он выталкивается вперед, что позволяет замкнуть корпус и ротор гидравлической муфты в среднем положении.

Как работает управляющий клапан-соленоид VVT

Данный механизм служит для регулирования подачи масла на задержку и опережение открытия клапанов. Устройство состоит из следующих элементов:

ЭБУ двигателя формирует сигнал, после чего электромагнит перемещает золотник через плунжер. Это позволяет перепускать масло в разном направлении.

Принцип работы

Принцип работы системы заключается в изменении положения распределительных валов относительно шкива коленчатого вала.

Система имеет два направления работы:

Опережение

Масляный насос при работе ДВС создает давление, которое подается на электромагнитный клапан CVVT. ЭБУ за счёт широтно-импульсной модуляции (ШИМ) управляет положением клапана VVT. Когда необходимо отрегулировать исполнительный механизм на максимальный угол опережения, клапан перемещается и открывает масляный канал к камере опережения гидромуфты CVVT. Из камеры запаздывания жидкость в это же время начинает сливаться. Это позволяет переместить ротор с распределительным валом относительно корпуса в противоположное относительно вращения коленвала направление.

Например, угол положения муфты CVVT на холостых оборотах составляет 8 градусов. И так как угол механического открытия клапана ДВС составляет 5 градусов, фактически он открывается на 13.

Запаздывание

Принцип аналогичен предыдущему, однако клапан-соленоид при максимальном запаздывании открывает масляный канал к камере запаздывания. В это время ротор CVVT перемещаются в сторону направления вращения коленвала.

Логика работы CVVT

Система CVVT работает на всем диапазоне оборотов ДВС. В зависимости от производителя логика работы может отличаться, но в среднем она выглядит примерно так:

Обслуживание

Так как система включает в себя фильтр, его рекомендуется менять. Регламент замены в среднем – 30 тысяч километров. Возможна также и чистка старого фильтра. Автолюбитель вполне может справиться с этой процедурой самостоятельно. Основной сложностью при этом будет поиск места установки самого фильтра. Большинство конструкторов размещают его в масляной магистрали от насоса до электромагнитного клапана. После демонтажа и аккуратной тщательной очистки фильтра CVVT необходимо провести его осмотр. Главное условие – целостность сетки и корпуса. Нужно помнить, что фильтр довольно хрупкий.

Без сомнения, система CVVT направлена на улучшение характеристик двигателя во всех режимах его работы. За счет наличия системы опережения и запаздывания открытия впускных клапанов двигатель имеет лучшую топливную экономичность и сниженные выбросы вредных веществ. Также она позволяет понизить обороты холостого хода без снижения устойчивости работы. Поэтому данная система используется всеми без исключения ведущими автопроизводителями.

Источник

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Настройки и регулировки