Felisatti болгарка с регулировкой скорости

Три модели сетевых углошлифовальных машин Felisatti: тест

В 2019 году на российский рынок вышел «новый Felisatti» — инструмент хорошо известного бренда, но уже совершенно другой. Поменялась компания, инстру­мент имеет совсем иную конструкцию… подробнее обо всём этом читайте в интер­вью с учредителем компании «Фелимакс», которая сейчас представляет бренд в Рос­сии, господином Паном. А в этой статье мы постарались разобраться, что, собствен­но, представляет собой новая техника.

Начали с УШМ. У нынешнего Felisatti их три линейки. Первая — базовая (самая простая, заявлена как близкая по кон­структивным особенностям к тем, что продавались в России ранее). Вторая — так называемая модернизированная, третья — «с повышенным ресурсом». Последние УШМ можно опознать по бук­ве П в маркировке, срок их службы, по данным производителя, должен быть вдвое-втрое выше, чем у машин базовой серии.

Первая из рассматриваемых моделей — из модернизированной версии, хотя бук­вы М в маркировке нет. Это представитель одного из наиболее востребованных среди домашних мастеров классов УШМ — лёг­кая, компактная, мощностью менее 1000 Вт и с диском 125 мм.

Felisatti УШМ-125/850
Угловая шлифовальная машина

Инструменты этого класса очень часто применяют как вспомогательные при свароч­ных работах, их приходится держать в руках продолжительное время и постоянно менять хват. Представленная модель с этой точки зрения очень удачная, диаметр корпуса все­го 50 мм, а вес — 2,1 кг. Всё это, безусловно, будет способствовать меньшей утомляемости пользователя.

Корпус редуктора окрашен в чёрный цвет, хотя обычно их красят в серебристый, под цвет самого материала корпуса. Про­изводители боятся мелких сколов, которые неизбежно появляются, когда инструмент находится на витринах гипермаркетов и его за сутки могут трогать сотни рук. Отлично заметные на чёрном фоне серебристые сколы портят товарный вид. Чёрная окраска име­ет практический смысл только в том случае, когда маскирует пластиковую и тоже чёр­ную крышку корпуса редуктора. Здесь же всё сделано из металла, так что чёрный цвет, очевидно, всего лишь дизайнерское решение, подвоха тут нет.

Дополнительная рукоятка обрезиненная, обычной конструкции. Кабель питания дли­ной 2,5 м, типа H05RN-F, с резиновой изо­ляцией. На нём есть липучка красного цвета с фирменным логотипом, она предназначена для фиксации кабеля в свёрнутом состоя­нии — это удобно.

Используя стандартную крестовую отвёрт­ку PH2, откручиваем с торца винт крепления крышки корпуса редуктора и вскрываем инструмент. Ряд производителей допускает вмешательство пользователя в данный узел без снятия инструмента с гарантии, посколь­ку здесь расположены щётки — расходный материал. Все контакты собраны на хорошо себя зарекомендовавших плоских клеммах, но качество обжатия невысокое, видны оче­видные признаки значительной рассинхро­низации работы обжимающего клеммы оборудования или оператора. Почти из ка­ждой клеммы торчат мелкие провода гиб­кой жилы, в некоторых случаях расстояние между проволочками разных жил не превы­шает несколько миллиметров. Это не может не вызвать опасения насчёт риска короткого замыкания, ведь работа инструмента всегда сопровождается вибрацией.

Кнопка «Пуск» в герметичном исполне­нии, щётки без механизма автоматического отключения.

Статор имеет полную заливку от абразив­ного износа порошковым лаком красного цвета. И в плане защиты обмоток к этой мо­дели нет никаких вопросов, всё сделано как в дорогих моделях инструмента. Ротор также имеет защиту обмоток от абразивного из­носа в процессе работы в виде специальной намотки толстым синтетическим шнуром и лаковой пропитки. Такая обмотка при ра­бочих оборотах в районе 39 000 в минуту, или 650 в секунду встаёт непреодолимой даже для самой мелкой пыли стеной, тем более для частиц крупнее.

А дальше обнаружилось несколько тех­нических решений, которые вызвали удив­ление. Если посмотреть на крыльчатку ох­лаждения двигателя со стороны редуктора, то на ней вы не увидите привычных в таких конструкциях рёбер лабиринтной защиты переднего опорного подшипника ротора от пыли. Разумеется, нет и ответных элемен­тов на корпусе редуктора. Это крайне стран­но, учитывая высокую степень защиты всех обмоток в инструменте. Задний опорный подшипник ротора находится в традици­онном резиновом демпфере, который тоже должен иметь юбку, своим краем входящую в ответный элемент перед задним опорным подшипником. Элемент перед подшипни­ком есть, а демпфер — без юбки. В ряде слу­чаев встречается компромиссное решение, когда демпфер вместо юбки имеет бортик, как здесь… но этот бортик должен перекры­ваться шайбой перед тем же опорным под­шипником, и её размер должен по размеру соответствовать юбке резинового демпфера. Здесь эти шайбы есть, целых две штуки, толь­ко явно недостаточного диаметра.

Интересно, что на ответном элементе лабиринтной защиты есть некое подобие очень коротких лопастей, которые должны создавать поток воздуха, параллельный ро­тору в этом месте. Глядя на конструкцию посадочного места и решёток для забора воздуха, возникают опасения, что это техни­ческое решение не сможет работать с долж­ным эффектом. И есть вопросы к переднему опорному подшипнику ротора. Несмотря на герметичное исполнение, его посадочное место отлично просматривается через техно­логические зазоры, то есть мы видим прямую дорогу для пыли.

Читайте также:  Коннектор для стекла с регулировкой

Прослабление в материале корпуса в районе места посадки подшипника и ведущей шестерни — толщина стенки здесь менее 1,5 мм

Корпус редуктора герметичный, с уплот­нительными резиновыми кольцами как на крышке корпуса, так и вокруг переднего опорного подшипника ротора. Сама кон­струкция предельно облегчённая, местами даже чрезмерно. Так, посадочное место верхнего шарикового опорного подшипни­ка ведомого вала в месте примыкания ведо­мой шестерни имеет прослабление, толщи­на стенки тут менее 1,5 мм! Опять же видим некий набор странностей. В основном всё достойно: герметичная крышка редукто­ра, изготовленная методом механической обработки ведомая шестерня, нормальная лабиринтная защита нижнего опорного подшипника ведомого вала и шариковый подшипник сверху ведомого вала — это от­личное сочетание. Но серьёзное облегчение самого корпуса — явный ущерб прочности. Сквозные резьбовые отверстия под допол­нительную рукоятку быстро забьются пы­лью, и рукоятку будет очень непросто пере­ставить на другое место. Посадочное место блокиратора шпинделя очень тонкое, обыч­но тут стенки минимум в два раза толще. Хорошо, что ход штока блокиратора отно­сительно небольшой, иначе такие конструк­ции легко ломаются при попытке открутить диск, который «закусило» на фланце.

В качестве резюме хочется выделить ряд моментов. Если использовать эту УШМ только для резки металла, то лабиринтная защита переднего и заднего опорных под­шипников ротора, в силу особенностей данной работы, не играет значимой роли. Важна хорошая защита нижнего опорного подшипника ведомого вала, а она тут есть. Не менее важна надёжная защита от абра­зивного износа, поскольку при резке обра­зуются острые и относительно тяжёлые ча­стицы металла. Все эти вопросы здесь также решены на твёрдую «пятёрку».

Необходима надёжная фиксация вала при замене оснастки, поскольку диски ме­няют часто. А вот здесь уже могут возник­нуть проблемы. Форма крыльчатки и эле­менты, формирующие воздушные потоки для охлаждения, развиты не совсем так, как в проверенных временем конструкциях. И чрезмерно облегчённая конструкция ре­дуктора тоже настораживает.

Применять модель с такими типами защиты опорных подшипников от пыли по минеральным материалам не стоит, слишком велик риск преждевременного выхода их из строя, несмотря на герметич­ное исполнение. Обрабатывать древесину тоже не следует, тут продвинутая защита от абразивного износа вообще не нужна, а мелкая древесная пыль вытянет смазку из подшипников раньше положенного сро­ка службы. И если у инженеров, создавших эту модель, была мысль применять её для обработки металла, резки и шлифования в пропорции примерно 2:1 (резка вдвое больше по времени, чем шлифовка), то, если закрыть глаза на ряд моментов по редукто­ру, можно сказать, что они справились. От­метим, что УШМ стоит в рознице пример­но полторы тысячи рублей, поэтому вряд ли нужно воспринимать слишком серьёзно те проблемные моменты, на которые мы ука­зали. Вторая модель в нашем «разборе» — Felisatti УШМ-125/1400Э (М). На мой субъективный взгляд, модели с подобными характеристиками наиболее универсаль­ные по применению. Это связано с высокой мощностью двигателя (1400 Вт), наличием функций электронной регулировки оборо­тов и поддержания оборотов под нагрузкой. Единственное технологическое и вполне по­нятное ограничение — это относительно не­большая глубина пропила.

Felisatti УШМ-125/1400Э (М)
Угловая шлифовальная машина

Колёсико регулятора частоты вращения шпинделя расположено в задней части корпуса, под вводом сетевого кабеля. По данным измерений, частота вращения на каждой из ступеней положения регулятора такова: 2100/ 3250/ 4900/ 6400/ 7900/ 8600 об/мин

При покупке такого инструмента, как угловая шлифовальная машина, имеет смысл выбирать максимально оснащённую модель. Тогда можно резать металлы, в том числе те, которые нельзя сильно перегревать, просто снизив обороты; можно шлифовать с ис­пользованием всей доступной номенклатуры оснастки, в том числе дисками на липучке. Можно даже использовать специальную ос­настку для обработки древесины. Мастера с её помощью делают просто невероятные по красоте предметы. По своим характери­стикам эта модель точно подходит под все указанные критерии.

У этой машинки более толстый корпус, чем у младших моделей, что логично — тут намного более мощный двигатель, а мощ­ность имеет прямую зависимость от линей­ных размеров ротора. Кабель резиновый, есть липучка для его фиксации в свёрнутом состо­янии, как у всех УШМ Felisatti. Защитный ко­жух обычный, с фиксацией положения вин­том с головкой PH2. Рукоятка тоже обычная, сверху покрыта слоем чёрного эластомера для улучшения хвата и уменьшения скольжения.

Деталь, предназначенная для отвода тепла от соприкасающегося с ней корпуса редуктора. Крыльчатка формирует воздушный поток для охлаждения. В эту деталь запрессован передний опорный подшипник ротора, в ней же расположены ответные рёбра лабиринтной защиты от пыли переднего опорного подшипника ротора. Вот только деталь эта довольно тонкая, есть риск сломать её при недостаточно аккуратном демонтаже

Снимаем крышку корпуса, открутив один винт с головкой PH2. Первое, на что сразу об­ ращаешь внимание после разбора младшей модели, — все клипсы в термотрубках, и здесь нет торчащих мелких проволочек. Второе, что замечаешь, — клипсы щёток сильно дефор­мированы. Похоже, причина в том, что клип­сы явно не предназначены именно для этой модели, они выступают за пределы крышки корпуса, а на производстве просто загнули то, что торчит, и силой засунули крышку на ме­сто. Впрочем, инструмент работает!

Читайте также:  Регулировка клапанов на сабуре

От предыдущей модели эта отличается ещё и наличием электроники управления: есть и регулировка оборотов, и поддержание их под нагрузкой. Вся электроника в герметич­ном исполнении. Щётки без механизма авто­матического отключения.

Статор с качественной заливкой обмоток порошковым лаком, ротор также имеет за­щиту от абразивного износа в виде специаль­ной навивки толстой нитью, пропитанной лаком. Надо сказать, что все модели данного производителя, которые нам удалось изучить, имеют грамотную защиту статора и ротора от абразивного износа.

У крыльчатки два ребра лабиринтной защиты переднего опорного подшипника ротора. Задний опорный подшипник рото­ра стоит в резиновом демпфере, перед под­шипником есть деталь, которая является ответным элементом лабиринтной защиты от пыли. Юбки на резиновом демпфере или ребра вокруг посадочного места подшипника в корпусе нет. Так что этот элемент вряд ли способен выполнять заявленные функции.

Корпус редуктора полностью герметич­ный, на крышке корпуса есть резиновое кольцо. От предыдущей модели конструк­ция редуктора выгодно отличается — тут нет никаких прослаблений, и единственное место, дающее повод для незначительных опасений, — штифт блокировки вала для замены оснастки. В крышке корпуса ре­дуктора установлен ведомый вал, который опирается на два шариковых подшипни­ка. Здесь непривычно большое расстояние от ведомой шестерни до верхнего опорного подшипника. Такое инженерное решение, безусловно, хорошо скажется при шлифо­вании обдирочными кругами — самой тя­жёлой с точки зрения нагрузок на опоры ведомого вала работе. Однако вылет штока блокиратора вала тут больше, чем обычно, к такой конструкции нельзя прилагать боль­ших усилий.

У этой модели заявленная скорость вра­щения сильно не дотягивает до реальной. Изначально мы не планировали проводить измерения, но насторожились, подсчитав количество зубьев на ведущей и ведомой шестернях и вычислив передаточное чис­ло. Выходило, что при заявленных 11 000 об/мин ротор должен вращаться со ско­ростью свыше 50 000 об/мин, а этого не может быть. Измерили — оказалось, ротор вращается с вполне нормальной скоростью, а максимальная частота вращения шпинде­ля чуть меньше 9000 об/мин. При этом ми­нимальная скорость вращения шпинделя на первой позиции регулятора — 2100 об/мин. Очевидный акцент в сторону низкой скоро­сти, что позволяет аккуратно шлифовать ма­териалы, требующие деликатного подхода.

Шестерни сделаны методом механиче­ской обработки материалов, термообрабо­таны и отшлифованы в нужных местах.

В целом модель производит двойственное впечатление. Высочайшее техническое осна­щение, отличная защита всех обмоток самы­ми передовыми способами защиты, наличие правильных элементов для охлаждения корпуса редуктора, качественно сделанные шестерни с разведением точек опоры на ве­домом валу — хорошее сочетание для реаль­но надёжного инструмента. И все это техни­ческое великолепие соседствует с гнутыми клипсами щёток, очень тонкими деталями, отсутствием технически заложенной защи­ты заднего опорного подшипника ротора. С последним достаточно легко мириться, если использовать инструмент только для работ по металлу — герметичный подшип­ник сам по себе достаточно стойкий к воз­действию специфической металлической пыли в этом месте. В целом модель интерес­ная, и если её немного доработать, то можно довести до уровня достойного конкурента известным брендам!

Последняя из рассмотренных при подго­товке этой статьи УШМ отличается очень высокой мощностью — не исключено, что это претендент на лидерство по мощности среди всех существующих на данный момент моделей с 230-м диском. Задачи, которые обычно решают таким инструментом: про­должительная резка и шлифование материа­лов с большими объёмами съёма. Столь высо­кие заявленные характеристики неизбежно должны привести к тому, что потенциальный пользователь будет ожидать от инструмента серьёзных результатов. Ну что же, посмо­трим, каков он внутри.

Felisatti УШМ-230/2800 МП
Угловая шлифовальная машина

Внешний осмотр вполне соответствует ожиданиям: толстый резиновый кабель питания для защиты от ударов и случайно­го повреждения при наступлении на него ногой. Кабель фиксируется в смотанном виде фирменной липучкой красного цвета. Основная рукоятка тут имеет возможность вращаться на 180 °C шагом 90°, то есть есть три положения для работы. Это весьма вос­требованная функция для большого и тя­жёлого инструмента, поскольку позволяет удобно удерживать его в любых режимах работы, будь то резка или шлифование. До­полнительная рукоятка обычная, покрыта слоем эластомера, что тоже очень удоб­но. Кожух из толстой стали регулируется и снимается посредством винта с внутрен­ним шестигранником на 5. Фланец и гайка обычные.

При разборке первым делом откручиваем пять саморезов, скрепляющих половинки основной рукоятки, и разъединяем их. Все винты и саморезы имеют головку со шли­цем PH2, что упрощает процедуру сборки и разборки инструмента. Клавиша «Пуск» имеет всем хорошо знакомый формат, и тут есть технологическая возможность, заменив один элемент, создать функцию фиксации клавиши во включённом положении. Кноп­ка к контактам статора крепится на клип­сах и легко отсоединяется. Провода внутри достаточно длинные для полноценной рабо­ты механизма поворота основной рукоятки, места для движения проводов тоже пре­достаточно. Кнопка фиксации положения основной рукоятки тугая, что, безусловно, защитит от случайных нажатий при манипу­ляциях с инструментом. Хотя клавишу мож­но сделать и несколько шире, если работать в кожаных рукавицах сварщика, в обычных перчатках таких проблем не возникнет. Под хорошо известными крышками стоят щёт­ки. Они очень грамотно сделаны, с двойны­ми косичками проводов. Учитывая весьма высокую заявленную мощность в 2800 Вт, мера совсем не лишняя. Малейший плохой контакт в таких двигателях ведёт к перегре­ву щёточного узла вплоть до расплавления и попадания обломков во вращающийся коллектор. Тут таких проблем возникнуть не должно.

Читайте также:  Регулировка кронштейна оптического прицела

Откручиваем четыре винта крепления корпуса редуктора к корпусу двигателя и вынимаем ротор, предварительно вынув щётки из гнёзд щёткодержателя. В этот мо­мент хотелось закричать: «наконец-то»! На­конец-то увидели нормальный конструктив, соответствующий самым тяжёлым услови­ям эксплуатации… подробности далее.

Ротор имеет специальную навивку тол­стой нитью, которая выполняет функцию защиты от абразивного износа. При враще­нии ротора со скоростью около 30 000 об/ мин нить сливается в плоскость. Через такую защиту легко проходит воздух для охлажде­ния обмоток и не проходит даже самая мел­кая пыль. Есть тут и лабиринтная защита от пыли заднего опорного подшипника ро­тора, она выполнена по традиционной схе­ме для таких узлов в больших УШМ. Один элемент стоит перед задним опорным под­шипником, ответная часть с ребром выпол­нена вокруг посадочного места в корпусе. На самом элементе есть небольшие лопа­сти, это инженерное решение последнего времени, они формируют воздушный поток параллельно ротору в этом месте. Обратите внимание, как правильно делается такой узел, чтобы эти лопасти работали: он имеет два ряда рёбер, внешнее ребро накрывает кольцо сверху, а за посадочным местом от­крытое пространство с рёбрами жёсткости посадочного места. Если убрать один из этих пунктов, узел будет работать не так, как пла­нировалось. Крыльчатка охлаждения имеет кольцо, закрывающее лопасти по кругу, — известное решение в таких случаях. Что лю­бопытно, лабиринтной защиты переднего опорного подшипника нет. И такое реше­ние было весьма распространённым десять лет назад, более современные модели уже эту защиту, как правило, имеют.

Статор защищён от абразивного изно­са заливкой порошковым лаком. Хотя, этот процесс сложно назвать заливкой, скорее нанесением порошка и дальнейшим спека­нием.

Корпус редуктора не герметичный, колец уплотнения или прокладок тут нет. Посадоч­ное место штифта фиксации ведомого вала имеет достаточную толщину, однако всё же одно «но» есть — посадочное место следова­ло бы дополнительно усилить. Из-за увели­ченного расстояния между опорами ведомо­го вала пришлось увеличить вылет штифта, и его посадку тоже стоит усилить во избе­жание случайной поломки при демонтаже сильно прикипевшего диска со стальным телом.

Соотношение передаточных чисел редук­тора 12:42, или 4,42. Проверка частоты вра­щения шпинделя прибором показала полное соответствие заявленного и реального зна­чений. Обе шестерни изготовлены методом механической обработки со шлифовкой по­садочных мест. Верхний опорный подшипник шариковый, да ещё и в герметичном исполне­нии. Это решение дополнительно защищает подшипник при сильном износе шестерён и появлении в смазке редуктора стальных ми­крочастиц. Гораздо чаще встречается простая стальная защита на сепараторах. Нижний опорный подшипник не имеет лабиринтной защиты со стороны защитного кожуха. Ана­логично переднему опорному подшипнику ротора это решение было распространено раньше, и в современных моделях такая за­щита есть. Более того, сюда можно установить защиту прямо по месту, с ребром, перпенди­кулярным оси ведомого вала.

Пятнадцать лет назад это была бы абсо­лютно передовая модель по всем параметрам. Но за это время появились новые материалы из тех, для обработки которых используют УШМ, изменились, порой кардинально, свой­ства давно привычных. Соответственно изме­нились способы применения инструментов. Приведём простой пример, как раз связан­ный с угловыми шлифовальными машинами с диаметром диска 180–230 мм. Более три­дцати лет назад этот инструмент использова­ли исключительно для работ по металлу. Со­ответственно, ему совершенно не требовалась защита от минеральной пыли. Ещё пятнад­цать лет назад знаменитая тротуарная плитка не была настолько распространена, встреча­лась лишь изредка в частных домовладениях или на площадках возле дорогих магазинов. Поэтому защита от абразивной минеральной пыли стала применяться не сразу, и первым её получили задний опорный подшипник ротора и нижний — ведомого вала. И уже в наше вре­мя эти решения дошли до последнего в этой системе переднего опорного подшипника ротора. Рискнём предположить, что с учётом всех описанных особенностей конструкции при применении на металлобазах эта УШМ будет не то чтобы вечной, но прослужит очень долго. То же самое можно сказать и про уме­ренную работу с минеральной пылью, особен­но на открытом воздухе или в помещениях с активным воздухообменом.

Однако, как всегда, есть и вторая чаша ве­сов. При цене, едва превышающей 6000 ру­блей, как-то гораздо менее критично смо­тришь на то, что можно было бы счесть недостатками.

Обзор опубликован в объединённом выпуске «Осень-зима 2019» (№4’2019)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».

Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.

Источник

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Настройки и регулировки